пʼятницю, 28 серпня 2015 р.

Библиотека без читателей-задолжников


Так как наши читатели – это юношество и молодежь, то и мероприятия мы стараемся сделать более привлекательными и интересными. Например, среди читателей-задолжников был проведен конкурс на лучшую «объяснялку», озаглавленную «Почему ты не сдал вовремя книги в библиотеку?». Его победительница написала целую поэму о причинах, которые помешали вернуть книги в назначенный срок. За столь нестандартный подход она была освобождена от уплаты неустойки.

Недели всепрощения мы всегда широко рекламируем и красочно оформляем. В одну из Недель отдел абонемента был оформлен плакатами и лозунгами в стиле 20-х гг. прошлого века: «Ударим своевременной сдачей книг по задолженности!», «Ликвидируем задолжника как класс!», «Все на борьбу с задолжниками!».

В течение одной из таких Недель всепрощения задолжников мы провели небольшое анкетирование среди читателей, задержавших книги. Результаты этого мини-исследования представляются достаточно интересными:
– 50% опрошенных задержали книги в первый раз;
– 40% во второй;
– 5% сбились со счета, сколько раз они задерживали книги, взятые в библиотеке;
– 5% дали ответ «несколько раз».



Выяснялись причины несвоевременного возврата книг читателями:
– 20% не вернули книги по «забывчивости»;
– 45% дали ответ «некогда»;
– 15% – из-за « болезни»;
– 20% респондентов «уезжали в другой город», «книга была нужна, а все сроки возврата прошли».

На вопрос «Срок пользования книгой давно истек. Вы не идете в библиотеку, потому что...»:
– 50% ответили «стыдно»;
– 15% – «не хочу платить неустойку»;
– 20% – «боюсь»;
– 15% – «нет времени».

На вопрос «Вы вернули книгу и ...»:
– 56% сообщили, что «постараются такого больше не допустить»;
– 40% признались «теперь моя совесть спокойна»;
– 4% указали, что им безразлично.

По мнению 60% опрошенных, библиотека обязана напоминать читателю, что срок возврата истек, 40% считают, что читатель сам должен помнить об этом.

Результаты анкетирования показали, что большинство читателей осознают, что книги необходимо сдавать вовремя, испытывают чувство страха и стыда, когда задерживают книги. Поэтому следует предложить читателю достойные способы возврата книг (особенно если это случилось в первый раз).

Такими вариантами могут стать корзина "Подкидыш" (если АРМ "Читатель" действует) или поручение "Дипломатическая миссия"

Немає коментарів: