среда, 30 июля 2014 г.

Кто ты, методист?

В девяностые одним из первых проявлением перемен  в библиотечной сфере города стало, как ни странно, сокращение не только комплектования, но и методистов. И в вузовских библиотеках нашего города методистов нет по сей день. Казалось бы- лучшие специалисты, профессионалы, которые должны "ловить волну"  и удерживать библиотеку на плаву в любые бури, а оказались библиотекам не нужны. И хотя сегодня в нормативном штатном расписании библиотеки вуза есть методисты разных уровней, в реальности приоритет всегда отдается укреплению штата любого другого отдела. Мы так долго жили без методистов, что я решила разобраться, что же мы теряем.

По сути  методическая работа -это процесс управления  нововведениями, т.е. воспроизводство методов библиотечной работы по неким эталонам. Эмоциональную дискуссию о нюансах определения профессии читайте здесь - Методист профессия или ..?



Традиционно методисты занимаются исследовательской, аналитической, информационной деятельностью, повышением квалификации.
Ведущие принципы методической библиотечной деятельности: научность, активность, рекомендательность, оперативность, дифференцированный подход.
Методическая служба должна обеспечить:
  • всестороннюю и регулярную информацию о современных требованиях к работе;
  • тесную связь теории с практикой;
  • обновление содержания библиотечной деятельности;
  • анализ деятельности библиотеки с целью выявления проблем и перспектив развития;
  • оказание помощи специалистам и поддержку их творческих инициатив;
  • организацию широкого обмена опытом, содействие в осмыслении практики, в освоении современных подходов к организации библиотечных процессов;
  • создание системы подготовки и повышения квалификации кадров.
Методическая деятельность  оценивается по критериям эффективности методической деятельности.

Основные направления методического обеспечения:
  1. аналитическое, в т.ч. методический мониторинг;
  2. консультационно-методическое;
  3. инновационное;
  4. кадровый менеджмент.

  5. В последнее время появились такие современные направления, как прогнозирование, маркетинг; связи с общественностью (public relations); социологические
    исследования; развитие научно-исследовательской деятельности и расширение научно-методических услуг.
В основе качественного методического обеспечения работы библиотек  лежит систематическое осуществление методического мониторинга . 

Современная библиотека не может развиваться без постоянного совершенствования своей деятельности на основе инноваций. Без них библиотекам невозможно оставаться социально значимыми организациями, оказывать конкурентоспособные услуги, укреплять свои позиции в обществе. Методисты занимаются поиском новых форм обслуживания, их разработкой и применением к конкретным ситуациям в библиотеке.

С одной стороны, методист был и остаётся в первую очередь - консультантом, с другой -важным направлением работы методической службы является издательская деятельность.

Формы письменного консультирования:
  • Методические пособия (практические пособия, методические письма, методические разработки)
  • Инструктивно-методические пособия (регламентирующая документация, инструктивно-методические материалы, методические рекомендации)
  • Учебно-методические пособия (учебные планы, учебно-методические материалы)
  • Информационные пособия (информационные листки, бюллетени)
  • Описания новшеств ( брошюры и сборники об опыте работы библиотек)
  • Библиографические пособия ( информационные и рекомендательные указатели, обзоры методических изданий, рецензии на методические издания)
  • Издания комплексного характера (методико-библиографические пособия, библиотечные сборники)
Повышение квалификации сотрудников — это одна из стратегических задач любой библиотеки, это залог её жизнеспособности. И это одно из важнейших направлений в работе методиста.



Сотрудники научно-методического отдела, как правило,- авангард научно-исследовательской работы: от экспресс-онлайн-опросов до классических научных тем, работа над которыми является долгосрочной и проводится в несколько этапов. Чаще всего направлениями научных исследований становятся:
  1. совершенствование системы обслуживания читателей; 
  2. формирование и организация фондов; 
  3. изучение ресурсов библиотеки; 
  4. история развития библиотечного дела в регионе/городе. 
Для научных исследований, организованных библиотекой, привлекаются студенты вуза родственных специальностей, которые по результатам работы пишут выпускную работу.

Наиболее активными участниками научно-исследовательской работы наряду с научно-методическим отделом является отдел редкой книги (исследования книговедческого характера) и отдел краеведения (подготовка и издание справочных, энциклопедических изданий, проведение исследований в области краеведческой библиографии).

Результаты научных исследований сотрудников библиотеки регулярно печатаются на страницах профессиональной периодической печати, в сборниках научных трудов, материалах конференций.

После отмены практически всех платных услуг в библиотеках вуза о маркетинге говорить долго не будем, хотя маркетинг и реклама -направления для креатива методистов.

Все озвученные направления деятельности методистов у нас реализуются: руководством библиотеки, зав. отделами, членами научно-методического совета библиотеки и некоторыми отдельными библиотекарями-библиографами. И хотя коллеги с удовольствием поделились бы частью своей нагрузки)), даже не представляю, как это все можно взвалить на одного или даже двух-трех сотрудников. Не зря многие руководители жалуются на текучесть кадров в научно-методическом отделе, это и понятно - методистом может быть не каждый. Методист — это постоянное самообразование и поиск нового интересного опыта. Кроме набора профессиональных знаний он должен иметь аналитический склад ума, способность прогнозировать ситуацию и предлагать адекватный выход из проблемы, умение усваивать и транслировать инновации, генерировать собственные идеи и претворять их в практику, иметь нестандартное творческое мышление. Но самое главное - уметь зажечь идеей и не бояться ответственности.

Коллеги из вузовских библиотек, у вас есть методисты? вы довольны их работой?

P.S. Из комментариев к блогу: Наши американские коллеги этого слова вообще не понимают, моя приятельница из Гавайского университета, русский библиограф, всегда говорит:"Я - методист", но имеет ввиду принадлежность к религиозному направлению. Когда я ей объяснила <...>, что такое методист, она заявила, что такой профессии нет: есть библиотекарь, библиограф и т.д. Возможно (я не уверена) квалификация "методист" - это чисто российское изобретение.

P.P.S. "В общем, никого не хочу обидеть, мето­дическая служба развивается там, где нет профессионального и личного дове­рия у генерального директора к руково­дителям подразделений, а также у учре­дителя нет доверия к генеральному ди­ректору. Доверия в широком смысле: и личного и профессионального. Опыт работы ВГБИЛ показал, что сильный директор, сильные руководители под­разделений и направлений — и нет ме­ста для специальной методической службы. Все подразделения наряду с те­кущей работой выполняют методиче­ские задачи анализа, сбора, предостав­ления профессиональной методической информации по профилю работы. Да, это требует от директора широкого ви­дения, а от руководителей отделов — подготовки.

В противном случае, конечно, нужна отдельная структура, выполняющая разнообразные управленческие и про­гностические задачи: проследит выпол­нение нормативов, статистику соберёт, праздник подготовит, всегда в курсе профессиональных инноваций. Этот подход косвенно свидетельствует о не­высокой управленческой квалификации руководителей подразделений."

НАТАЛЬЯ ЖАДЬКО
доцент МПШУ, Кандидат педагогических наук,
Москва

Живее всех живых или Зачем библиотеке методист? // Библиотечное дело. – 2010. – № 11. – С. 22-23.
Презентации:
Методики, инновации и научная работа в ЦМБ им. Н. Некрасова.


Полистать блоги методистов:
БИБЛИОМАНИЯ Библиотечный блог методиста
МетодистиК@ Методические идеи, заметки, размышления...
Методист OBU Херсон Блог науково-методичного відділу обласної бібліотеки для юнацтва ім. Б. Лавреньова (укр.)
Копающаяся в методиках  Классические и инновационные библиотечные методы и приемы работы с читателями, обобщения опыта, а также авторские разработки специалистов детской библиотеки им. С.Т. Аксакова г. Трехгорного/

Почитать:
Щербакова Е.А., зав. научно-методическим отделом Структура методической деятельности для специалистов
Головкова Валентина Анатольевна,  заведующая научно-методическим отделом ТОГБУК «Тамбовская областная детская библиотека» Современный подход к методическому сопровождению библиотек области
Смелова Т. В. Методическая деятельность центральной библиотеки региона: содержание и проблемы.
Маркетинг в библиотеке: специфика, формы реализации: метод. пособие /
Нац. б-ка им. А. С. Пушкина Респ. Мордовия. Отд. экон. анализа и маркетинга; [сост.
Т. П. Ферцева: ред. С. Н. Архипова, С. А. Грибова, Т. В. Овсянникова]. - Саранск, 2008.
- 23 с.

1 комментарий:

truongmuunghenhan комментирует...

Thanks for sharing, nice post! Post really provice useful information!

Công ty vận chuyển hàng nước ngoài FadoExpress hàng đầu chuyên vận chuyển, chuyển phát nhanh siêu tốc đi khắp thế giới, nổi bật là dịch vụ gửi hàng đi mỹ, gửi hàng đi nhậtgửi hàng đi đài loan và dịch vụ chuyển phát nhanh đi hàn quốc uy tín, giá rẻ