пʼятниця, 4 вересня 2015 р.

PowerPoint караоке

Чудная идея для библиотечных капустников «PowerPoint караоке» подсмотрена в американских офисах.  Программа PowerPoint была разработана еще в 1987 г. компанией Forethought и предлагала простой способ презентации информации с выделением ключевых моментов и профессионально выполненными графическими изображениями. В том же году программу перекупила компания Microsoft, которая  и сделала PowerPoint массовым продуктом. Настолько массовым,  что народ от нее подустал и, как следствие, начал куражится. Смешная акция, изначально задуманная как стёб над программой, оказалась настолько успешной, что благополучно живет и по сей день. Ассоциации библиотек в Техасе и Калифорнии даже проводят «PowerPoint караоке» на своих ежегодных конференциях. Ну не все же серьезно о серьезном). В общем, это мероприятие не требует долгой подготовки, веселит  сотрудников, хотя подчас и ставит докладчиков в тупик)), потому что требует определенной гибкости ума и развитого ассоциативного мышления.

Чтобы лучше понимать, как это происходит, посмотрите видео импровизации
Евгения Казачкова, отца-основателя ПечаКучи в Москве.  Он получил тему из зала "Чем не стоит заниматься в 21 веке" и набор случайных слайдов, которые он тоже видит в первый раз.

Дизайн дёшево

Интересную оформительскую идею использовал библиотека города Черногорска, использовав старые газеты и еще раз доказав, что для креатива вовсе не нужны большие финансы.

четвер, 3 вересня 2015 р.

Создание бренда ученого

Полка поврежденных книг

Учебный ролик по теме "Сохранение библиотечных фондов"

Методичні матеріали для організації заходів до річниці завершення Другої світової війни

Український інститут національної пам’яті видав МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ до відзначення у загальноосвітніх навчальних закладах 70-ї річниці завершення Другої світової війни, які можна використовувати у культурно-просвітницькій роботі бібліотек. Основні розділи:

Історична довідка.
Мета проведення заходів у загальноосвітніх  і професійно-технічних навчальних закладах.
Рекомендації щодо форми, місця, методів і прийомів проведення.
Орієнтовна тематика заходів.
Перелік художніх і документальних фільмів, присвячених подіям Другої світової війни.
Творчість українських письменників і поетів, яка розкриває події та наслідки війни.
Добірка українських пісень про мужність, патріотизм українців і трагедію війни.
Корисні інтернет-посилання.
Символіка, яку рекомендовано до використання у заходах.

Интересные факты о чтении

  • Книга из камня находится в Абхазии. Её объем — 20 страниц, на которых изображены библейские сюжеты.
  • 0,9×0,9 мм — размеры самой маленькой книги, занесённой в Книгу рекордов Гиннесса. Она была напечатана и переплетена в Омске в 1996 г. Это рассказ А.П. Чехова «Хамелеон».
  • 75 кг весит самая большая в мире книга — Кодекс Гигас — рукописный свод начала XIII века. Размер переплёта — 92 см в высоту, 50 см в ширину, толщина книги — 22 см.
  • Одна из самых необычных книг в мире — это «Божественная комедия» Данте, написанная на листе бумаги 80×60 см монахом Челани. Все стихи легко читаются невооружённым глазом, а при просмотре с некоторого расстояния видна красочная карта Италии.
  • 4–6 лет — самый благоприятный возраст для обучения ребёнка чтению. После 6–7 лет научиться читать сложнее.
  • В 1996 г. в США появился первый прообраз электронной книги, который сегодня получил бы название «планшетный компьютер».
  • Половину всех продаваемых сегодня книг покупают люди старше 45 лет.
  • 68% всех книг покупают женщины.
  • 95% людей читают очень медленно — 180–220 слов в минуту (1 страницу за 1,5–2 минуты).
  • 6,5 часов в неделю или чуть меньше часа в день - именно столько в среднем тратят на приятный досуг с книгой жители планеты.
  • Оказывается, при быстром чтении человек усваивает до 80% прочитанного материала. Тогда как традиционное чтение вслух позволяет понять только до 60% написанного в книге.
  • Научить читать на другом языке во много раз проще, чем научить кое-как говорить.
  • Любой образованный человек найдёт в книге на латинице не менее 5 000 знакомых для себя по смыслу слов, даже не зная языка.

середа, 2 вересня 2015 р.

Поиск научной информации

Любое исследование начинается с анализа информационных материалов по выбранной теме.

І. Алгоритм поиска научной информации

1. Разбить тему на разделы и подразделы.
2. Определить перечень энциклопедий, словарей и справочников, к помощи которых можно обратиться за толкованием непонятных слов и понятий. Указанные издания имеются в любой библиотеке, включая библиотеку НГТУ; можно воспользоваться электронными версиями этих изданий, информацию о которых легко найти по http://www. academia.ru.

3. Перевести информационный запрос на информационно-поисковый язык (ИПЯ):

· выделить ключевые слова;
· определить ндексы в соответствии с ключевыми словами;
· определить языковые рамки поиска;
· определить хронологические рамки поиска.

4. Уточнить, нет ли готовой библиографии по теме или отдельным ее разделам (библиографический список литературы, тематическая картотека, база данных, прикнижные и пристатейные списки литературы, изданной за последние 2-3 года).

5. Если есть готовая библиография, дополнить ее новой литературой, просмотрев новые поступления литературы в библиотеку за последний год, информационные издания центров государственной системы научно-технической информации: Всероссийского института научной и технической информации (ВИНИТИ), Российской книжной палаты (РКП), Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН).

6. Если нетготовой библиографии, выделить ретроспективный поиск информации по каталогам, картотекам и базам данных библиотеки, получающей обязательный экземпляр литературы. Затем пополнить составленный по каталогам и картотекам список информацией, включенной в издания вышеперечисленных центров ГСНТИ-ВИНИТИ, ВКП, ИНИОН.

7. Заключительный этап поиска информации заканчивается посещением выставок новых поступлений литературы в библиотеках и книжных магазинов города.

В состав справочно-библиографического аппарата библиотек входят традиционные (карточные) и электронные каталоги, а также проблемно-ориентированные базы данных.

Рекомендуем изучить алгоритмы поиска информации о литературе по традиционным каталогам, т.е. по алфавитному и систематическому.

Следуйте алгоритмам поиска нужной информации, и это обеспечит вам качественный подбор литературы и экономию времени.

ІІ. Где ученым себя показать и других посмотреть?

Scientific.ru Неофициальный междисциплинарный сетевой ресурс общенаучной направленности. Новости науки, форум, индекс цитируемости российских ученых и другая полезная научная и околонаучная информация.

ScienceResearch.com Одновременный поиск в научных журналах крупнейших издательств, таких как Elsevier, Highwire, IEEE, Nature, Taylor & Francis и.т.д., а также в открытых базах данных: Directory of Open Access Journals, Library of Congress Online Catalog, Science.gov и Scientific News. Поиск по журналам возможен по 12 отдельным предметным рубрикам: Astronomy, Biology & Nature, Chemistry, Computers & Technology, Earth & Environmental Sciences, Engineering,General Science, Health & Medicine, Materials Science, Mathematics, Physics, Social Sciences. Доступ к полным текстам статей из журналов коммерческих издательств возможен только для подписчиков или за отдельную плату через заказ по системе эдд.

Поиск Еженедельная газета для профессионалов в области научной и преподавательской деятельности, информационных технологий и для специалистов по управлению в сфере науки и образования.

Academia.edu






Крупнейшая социальная сеть для учёных на данный момент насчитывает 4,2 млн. пользователей. Регистрируясь на “Академии”, деятель науки первым делом указывает учебное заведение, в котором работал и круг своих интересов. Это могут быть как широкие области знания — например, “история”, так и совсем узкие интересы — скажем, “американский неолиберализм”. Указывая тот или иной интерес, вы автоматически подписываетесь на группу, ему посвященную. В группе можно задавать вопросы, размещать и скачивать документы по теме в формате .pdf. В группах, посвященных широким областям знаний — таких, как “Философия” или “Археология” особенно интересен раздел “Журналы” — в нём собраны ссылки на сообщества конкретных изданий. Кроме этого, на “Академии” можно фолловить и отдельных учёных и писать им личные сообщения. Все обновления от людей и сообществ собираются единую ленту новостей.

Scipeople.ru




Русскоязычный аналог “Академии” и рассматриваемого ниже Research Gate/ Три четверти пользователей Scipeople — россияне, остальные — преимущественно из стран бывшего СССР; есть ещё полтора человека в США и Европе. На данный момент общее число аккаунтов, существующих в Scipeople — чуть более 41 тысячи, из них порядочное число - заброшено непосредственно после создания. По причине того, что не очень понятно, что на этом ресурсе делать и какой прикол вариться в этом отечественном научном котле, чуть более чем наполовину состоящем из аспирантов и новоявленных кандидатов наук. Наверное, именно поэтому в группе “МГУ имени Ломоносова” состоит менее 150 человек. Впрочем, в любой диссертации необходимо упоминать о новейших отечественных исследованиях по теме, и здесь Scipeople может прийти на помощь — свои статьи пользователи выкладывают в открытый доступ очень активно. Кроме того, на сайте есть актуальная информация о конференциях, грантах и вакансиях для исследователей.

Mendeley.com




Mendeley будет интересен специалистам всех областей знаний, вплоть до тех, кто обучается в университете физической культуры, ведь даже раздел “sports and recreation” здесь тоже есть и живёт достаточно активной жизнью. Для того, чтобы воспользоваться сервисом, необходимо скачать приложение. Mendeley — в первую очередь рекомендательный сервис и ресурс для хранения ссылок на научную литературу. Подходит тем, кто хочет отслеживать появление новых публикаций по своей узкоспециальной теме. Также Mendeley очень удобен в случае, когда в работе необходимо оформить список литературы — все выходные данные находятся буквально в несколько кликов. Самих текстов публикаций в .pdf здесь значительно меньше, чем в той же “Академии” — впрочем, каждый пользователь может решать эту проблему по мере своих сил — загружая собственные публиковавшиеся тексты. Работы можно сортировать по папкам, а для более продуктивного взаимодействия с коллегами — создавать тематические группы.

Elibrary.ru




Крупнейшая российская библиотека научных работ больших и малых форм — всего около 18 млн. текстов. Удобный поиск, позволяющий находить тексты, исходя из различных, не всегда очевидных критериев — например, можно искать работы авторов из конкретной организации. На Elibrary.ru доступны более 2400 научных журналов бесплатно. Вообще, все тексты библиотеки делятся на бесплатные, доступные за символическую плату (50 рублей) и недоступные для просмотра. Пока количество материалов, находящихся в свободном доступе больше, чем прочих. И да, все тексты можно скачивать в .pdf. На сегодняшний день на сайте библиотеки зарегистрированы 840 тысяч человек.
Jstor.org




Хранилище англоязычных публикаций, главным образом по гуманитарным и общественным наукам. Для большинства текстов доступна только аннотация, другие свободно можно только просмотреть, а скачать за $10 и больше.

Научная сеть

Доступ к научной, научно-популярной и образовательной информации. Создатели проекта – РОО "Мир науки и культуры" и МГУ им.М.В.Ломоносова.

Scholar.google.com



“Google Академия” — поисковая система по публикациям в научных журналах. Находит как сами тексты, так и элементы цитирования одного автора в работах другого. Можно настроить период, в пределах которого будет вестись поиск файлов — например, с 2008 по 2012 год. Кроме этого, в “Google Академии” можно создать собственный профиль и следить за тем, как часто в научной литературе цитируют ваши публикации.

А еще

При работе с источниками необходи­мо уметь правильно читать, понимать и запоминать про­читанное.

ІІІ. Ученые выявили четыре основных способа об­работки информации при чтении.

Это чтения: побуквенное, послоговое, по словам (просматривается первый слог первого слова и первые буквы второго слова, ос­тальная же часть слова угадывается), по понятиям (из текста выбираются только отдельные ключевые слова, а затем синтезируется мысль, содержащаяся в одном или нескольких предложениях). Чтение по понятиям ха­рактерно для людей, имеющих определенные навыки, большой запас знаний для понимания материала и хо­рошую память.

Для понимания сложного текста необходимо не толь­ко быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслитель­ными приемами. Один из них заключается в необходи­мости воспринимать не отдельные слова, а предложения и даже целые группы предложений, т. е. абзацы. При этом используется так называемая антиципация - смыс­ловая догадка. Быстро читающий человек обычно по не­скольким буквам угадывает слово, по нескольким сло­вам — фразу, по нескольким фразам — смысл целого аб­заца.

Необходимо стремиться, именно так читать изучаемый материал. Для этого можно использовать так называе­мый дифференциальный алгоритм. В соответствии, с которым обработка каждого абзаца начина­ется с выявления ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку, после чего строятся смысловые ря­ды, т. е. происходит сжатие текста путем выделения ключевых слов и образования на их основе лаконичных выражений (это как бы просеивание текста, в итоге ко­торого остаются зерна смысла). После сжатия текста происходит процесс его качественного преобразования, в результате которого в обрабатываемом сообщении вы­является только истинное значение его содержания.

При обучении быстрому чтению ставится задача вос­питания новых привычек, которые ускоряют чтение. Пер­вый путь повышения скорости чтения — выявление скры­тых резервов мозга, активизация процессов мышления при чтении. Один из путей решения этой задачи - ис­пользование алгоритмов.

Интегральный алгоритм определяет по­следовательность действий при восприятии текста. Слово «интегральный» означает, что действие алгоритма рас­пространяется на весь текст в целом. Для использова­ния интегрального алгоритма необходимо запомнить все его блоки, понимать и представлять себе их содержание. Современная структурная лингвистика утверждает, что все общественно-политические и научно-технические тек­сты обладают чрезмерной избыточностью—до 75 %. Найти и сосредоточить внимание при чтении на содер­жательных элементах текста и помогает интегральный алгоритм чтения. При его использовании значительно сокращается время обработки неинформативных элемен­тов текста.

См. больше в
Поиск научной информации

Що мале, що старе...или раскраски для взрослых в библиотеке

Каждая мамочка проходила этап псевдорисования со своим ребенком. Исчезающие карандаши, потерявшиеся терки, но самое главное - раскраски: машинки, роботы или принцессы, принцессы, принцессы)) Не все выросли художниками, но у многих осталась привычка рисовать различные фигуры, штриховать клеточки в тетради во время разговора или размышления. Рисование помогает сосредоточится, успокаивает, расслабляет, снимает стресс, потому что заставляет сосредоточиться на конкретной деятельности, а не на наших заботах.

Нужно немного творчества повышение?  Найти в этой коллекции свободных печатных раскраски для больших детей и взрослых.  Окраска большой стресс-питчер тоже !: Нужно немного творчества повышение?  Найти в этой коллекции свободных печатных раскраски для больших детей и взрослых.  Окраска большой стресс-питчер тоже!
Последнее время программы раскраски, которые помогают релаксации и дают возможность для творческого самовыражения, пользуются невероятной популярностью у американских читателей. Художественная и медитативная идея была с энтузиазмом подхвачена библиотекарями, в стране был организован ряд клубов любителей книжек-раскрасок.

Некоторые раскраски бывают настолько сложными, что над ними работает несколько человек. Кто-то приносит свои. И хотя купить необыкновенно красивые книги-раскраски для взрослых может быть не всем по карману, не стоит отчаиваться- некоторые энтузиасты создают свои работы и выставляют шаблоны в открытом доступе в Pinterest. В целом же для работы клуба не требуется каких-то особых знаний или навыков: нужны  книги (шаблоны) и карандаши.

Это еще один способ, чтобы как можно больше читателей вошло в библиотечные двери.