четвер, 15 серпня 2013 р.

Тонино Бенаквиста "Сага"

Наша семейная копилка цитат пополнилась еще одной: "Выбравшись из западни, Рокамболь поднялся на поверхность". Для непосвященных- абракадабра, для нас - выражение нелогичности и даже абсурдности ситуации. А все благодаря Тонино Бенаквисте и его известнейшему роману "Сага", в котором автор легко, остроумно, сатирично - лучшая форма подачи серьезного по сути материала - пишет о массовой культуре, которая просачивается везде и всюду, о политике и ее влиянии на массы, о том, как пишется история. Как бы мы  не относились к сериалам, нельзя не отрицать, что некоторые - сродни эпидемии. Зачастую сами зрители недоумевают, как этот бред можно смотреть, но при этом не дай бог пропустить очередную серию! Тонино Бенаквиста на страницах своего романа немного в преувеличенном виде попытался показать как рождаются сюжеты подобных сериалов.

Местный телеканал, чтобы не потерять лицензию, должен обязательно транслировать хотя бы один французский сериал. Руководство канала не придумало ничего лучше, чем снять самый дешевый сериал, заведомо провальный, и показывать его в 4 утра. Для создания этого "шедевра" за гроши нанимают четырех сценаристов-неудачников.

Луи бросила жена, потом ее убили, он страдает от одиночества и ненужности. Сценарист с большим опытом, в свое время он работал с великим Маэстро и мечтает к нему  вернуться, поработать с ним на равных. У Жерома, мастера кровавых сцен,  украли сценарий, который стоит 4 миллиона, на руках у него больной брат и ни сантима на еду, он мечтает отомстить и стать знаменитым. Матильду обманул и обокрал любимый мужчина: она писала любовные романы, он их издавал, присваивая себе всю прибыль, она раздавлена и очень хочет вернуть любимого. Марко, на первый взгляд, не пережил таких драм: у него есть любимая женщина, родственники и друзья, но ему этого не достаточно, он не может реализоваться - стать сценаристом. 

Авторам предоставляется уникальный шанс и  полная свобода, все ограничения связаны только с бюджетом:
  1. Никаких натурных съемок.
  2. Действие каждой серии всегда и везде должно проходить в четырех декорациях, которые необходимо определить заранее.
  3. Максимум десять персонажей во всем сериале и шесть — в каждой серии.
Творческий импульс дан, контроль отсутствует, фантазия работает вовсю- и рождается "Сага". "Сага"- это история двух семей Каллаханов и Френелей, которые живут на одной лестничной площадке и имеют множество загадок. Мы  попадаем в закулисье "мыльных опер"-  классический коктейль абсурда с примесью сатиры и тонкого французского юмора. 

Каждый из сценаристов разрабатывает свою линию, и, как ни странно, в данном случае талант побеждает обстоятельства, и вместо дешевого продукта получается шедевр. Сценаристы, которых чаще всего никто и  не знает в лицо, превращаются в вершителей актерской судьбы, ведь в их власти  сделать актера звездой, уложить  надолго в кому, убить, а если хорошо подумать, то могут и воскресить.
- ... Я мог бы провести всю жизнь, перечитывая его книги. Но лаконичность - не главное достоинство милейшего Понсона, он весьма мало заботился о правдоподобии и психологии. Поругавшись с издателем своей газеты, Понсон, в порыве гнева, пишет последний эпизод романа. Он помещает своего героя в металлическую клетку, которую сбрасывают с судна в море, в месте, где глубина достигает нескольких сотен метров. Взбешенный издатель нанимает вместо него других авторов, но все терпят фиаско...
- К счастью, наш великий писатель, поддавшись на мольбы издателя, соглашается продолжить роман. Хотите узнать, как выпутался Понсон?
Мог бы и не спрашивать. Сейчас такие истории для меня жизненно необходимы.
- Очень просто. Понсон начал следующий эпизод фразой: "Выбравшись из западни, Рокамболь поднялся на поверхность". 
Сериал приобретает популярность по всей Франции, он нравится 19 миллионам зрителей, даже домохозяйке из Вара, безработному из Рубе, рыбаку из Кемпера, все в восторге и помешательстве!
На этой оптимистичной ноте можно было бы поставить точку, если бы  не последние главы, которые заставляют задуматься о том, что такое коммерческий успех и предательство, каковы пределы творческой свободы, о власти над умами  и, совсем страшно, о срежиссированной истории и дирижированной политике. Слово - это власть.

Немає коментарів: