вівторок, 27 серпня 2013 р.

Леклезио Ж.М.Г. "Пустыня"

Не почувствовала. А то, что поняла умом, во многом вызывает протест. Видимо, не моя книга. Не доросла еще...


В романе Леклезио "Пустыня" минимум событий, минимум диалогов. Повествование размеренное и монотонное.  Возможно, это художественный прием, чтобы подчеркнуть неспешный темп жизни героев в пустыне, но, испорченная современным ритмом, я не могу читать тексты без динамики, без явного конфликта. Весь сюжет передается практически без диалогов, что тоже утяжеляет восприятие.

Мираж
В романе два пласта повествования: о племени Синих людей и о девочке Лале, их потомке. И Синие люди, и Лала безуспешно кочуют в поисках лучшей доли. 

История главной героини  Лалы  незамысловата и странна одновременно. Растет Лала  в маленьком городке на краю пустыни, которая манит ее с детства. Именно там она испытывает счастье,  что для нее равноценно свободному выбору любовника,  яркому солнцу, жгучему песку и морю вдали. Именно сюда она сбегает от решения тетки выдать ее замуж по расчету, а потом, вслед за рассказами старика-рыбака, отправляется во Францию за лучшей долей. Ищет она ее так же своеобразно,  как и раньше - бродит сутками.  

Вот Город ее глазами:
Все эти дома — неподвижные великаны с кровавыми, жестокими глазами, пожиратели мужчин и женщин. В их утробе мужчины, снедаемые похотью, швыряют молодых женщин на старые, грязные матрацы и несколько секунд молча насилуют их. Потом одеваются и уходят еще прежде, чем догорит брошенная на край стола сигарета. В брюхе этих огромных людоедов на кроватях лежат распятые старухи, и мужчины, навалившись на них всей своей тяжестью, оскверняют их пожелтевшую плоть. И вот во чреве всех этих женщин рождается пустота, безысходная, леденящая пустота, которая, вырвавшись наружу, ветром носится по улицам и переулкам, клубится бесконечным вихрем.
 
Комната в доме бедуинов
Круг общения  Лалы в городе весьма специфичен. Когда же удача (с точки зрения европейца) улыбнулась ей в виде модного фотографа, очарованного ее неземной, никак не меньше, красотой, и благодаря которому Лала становится звездой, ... ничего не меняется в ее восприятии мира. Деньги ее не прельщают, карьера ей неинтересна, обязательства перед тетей и еще не родившемся младенцем для нее не существуют. Помучившись несколько месяцев в чужой стране без знания языка и без желания вообще как-то адаптироваться в обществе, Лала возвращается обратно в пустыню, где природно-просто (не заморачиваясь по поводу денег, жилья, медикаментов и проч.) прямо в дюнах рожает дочь, обмывает ее в море и просто ждет, когда придет кто-то, кто позаботится о ней.

Автор постоянно противопоставляет Пустыню и Город, пытаясь доказать,что именно африканские племена знают подлинную, истинную свободу в этом мире, и это выгодно отличает их от западной цивилизации. У Леклезио Пустыня - это всегда солнечно и очаровательно, Город же описывается только мрачными черными красками.  Пустыня дышит свободой, Город, душная грязная клоака, - страхом, смертью и одиночеством. Автор настойчиво подводит нас  к мысли, что именно здесь, в большом многолюдном городе, по сути пустыня. Думаю, именно за  эту социальную однолинейность  Леклезио и дали Нобеля. Отгадайте, о чем раздел книги "Счастье"? А «Среди рабов»? Для меня это перебор. 

Говорят, людям живущим в искусственно созданных условиях цивилизации не понять той притягательной силы природы, какую она способна оказывать. Не понять и той запредельной степени свободы, которой обладают, например, бедуины, которых в Египте даже в армию не берут, слишком уж они "на своей волне". А жизнь в современном обществе - это всегда игра по правилам, в определенных рамках, с чувством личностной ответственности за близких людей, за любимое дело. Нужно ли жить проще?

Немає коментарів: