вторник, 22 марта 2016 г.

Инфографика в библиотеке



інфографіка from Lana Nazarieva

Современная библиотека может и должна использовать инфографику в работе, ведь визуальные образы всегда играли важную роль в истории человечества (вспомним наскальную живопись первобытных людей или современные комиксы, создание алфавита во многих языках или теорию символов).

В нынешние времена, когда информационный поток стремительно увеличивается, использование инфографики - это не мода, а требование современности. Впрочем, использование этого способа визуализации информации началось
довольно давно, еще в далеком 1982г.  с публикации в газете USA Today. С тех пор инфографику активно используют в своей деятельности не только журналисты, но и преподаватели, экономисты, географы, айтишники... И, в последние годы,- библиотекари, которые создают инфографику для визуализации данных  о чтении, фонде,ресурсах, услугах и  библиотеке в целом. Особенно значение инфографики возросло в последнее время в связи с открытостью информации о библиотеке: многие библиотеки выставляют свои отчеты на сайтах, но, как известно, читать сухой отчет со статистическими выкладками - то еще удовольствие. А ведь качественная инфографика способна передать информацию до 5 стр. сложного текста. При этом изображение - это не только способ передачи информации, но и способ коммуникации. Это и лаконичный, наглядный и бюджетный вариант рекламы для библиотеки, который притягивает внимание, позволяет понять читателю сложные связи и просто развлекает его.

Читатели по-разному реагируют на различные способы визуализации. К наиболее эффективным относятся схемы, иллюстрации, диаграммы (слайд 3).

А как же текст? 
Количество текста в инфографике должно стремиться если не к нулю, то к минимуму. С одной стороны, многие предметы легче изобразить рисунком - такая картинка- образ мгновенно считывается, в отличие от описательного текста. С другой, попробуйте передать визуальными средствами абстрактные понятия (честность, лояльность и т.д.) или логические конструкции ("если...то" или так "если..., то..., но если ....или..., то....").  Совсем без комментариев не обойдемся (вспомните: инфо+графика от лат. "изложение" + "письмо, рисование, чертеж"), но использовать текст нужно минимально, на уровне ключевых слов, коротких реплик.

Достаточно ли использовать схему или гистограмму, чтобы изображение называлось  инфографикой? Нет, инфографика- это всегда работа со смыслом: все данные должны быть структурированы, графические объекты визуализированы, каждый элемент должен нести полезную информационную нагрузку и в целом вся инфографика должна легко раскрывать сложную тему во всем богатстве взаимосвязей. В качественную инфографику нужно вчитываться, всматриваться на микроуровне: имеет значение цвет, размер элементов, расположение на листе, состав, фактура, динамика, сравнение параметров...

Инфографика может быть ненасыщенной (простой), т.е иллюстрирующей какой-то один ряд показателей, отвечающей на один вопрос (например, Кто? или Как?). Одну и ту же тему можно осветить с разных точек зрения. Если взять тему "Электронный каталог", то форма инфографики будет зависеть от
1) типа данных, которые вам удалось собрать по теме (см. слайд 8),
2) определяющего вопроса:
1. Что? что такое ЭК - диаграмма состава записей, перечень характеристик, показатели ...
2. Когда? С какого года по какой? Каковы этапы создания  и развития ЭК - лента времени
3. Больше? Меньше? Какова динамика роста записей ЭК- показатели в гистограммах
4. Как? Что за чем? Каков алгоритм пользования ЭК- очередность шагов поиска, схемы выбора вариантов и т.д.
Концентрированная инфографика состоит из нескольких взаимосвязанных и дополняющих друг друга блоков, каждый из которых отвечает на свой узкий вопрос, а все вместе они создают общую картину. Примеры того, как это выглядит на практике, смотрите в презентации.

Что визуализируют в библиотеке? 
  • Литературные сюжеты 
  • Комплекс данных 
  • Статистику 
  • Алгоритм действий 
  • Структуру, связи 
  • Сопоставление 
  • Тенденцию, динамику 
  • Развитие во времени, движение в пространстве
  • Состав, портрет и т.д.
Этапы создания инфографики. 
1.Выбор темы (прогнозируете эмоциональный отклик?)
2.Определение аудитории (Кто? Как тема связана с проблемами ЦА?)
3.Сбор данных (текстовый контент, графика, видеоматериалы, таблицы…)
4.Аналитика и обработка информации (структурировать, отсечь лишнее, выделить идею, добавить юмор)
5.Определение главной цели (Какое действие читателя мы хотим получить?)
6.Выбор формата подачи информации
7.Определение цветовой палитры (особенно для бренда), выбор иконок
8.Построение доступной визуализации

Не стесняйтесь изучать опыт коллег, вдохновляться чужими идеями - в процессе работы они станут вашими)
Отправить комментарий
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...