среда, 16 марта 2016 г.

Критерии оценки социальной полезности библиотеки

Под социальной полезностью следует понимать ориентированность работы библиотеки на повышение качества жизни пользователей посредством продвижения чтения. Основу этого составляет обеспечение доступности и высокого качества предоставляемых услуг.
  1. Институциональная включенность в решение общезначимых социальных проблем (адаптационных, культурных, жизнеобеспечения, коммуникационных), в т. ч. продвижения чтения:
    • В каких и скольких общественных и культурных мероприятиях по продвижению чтения принимала участие библиотека за последние 1-2 года?
    • Каким образом отражаются текущие перемены в жизни района и конкретные проблемы его жителей на организации фондов библиотеки?
    • Как и кто информирует читателей о новых предметно-тематических указателях, рубриках, формах поиска информации и т. д.?
    • Есть ли в наличии необходимые ресурсы (материальные и нематериальные) для эффективного продвижения чтения?
    • Включена ли библиотека в сетевое взаимодействие, в т. ч. на базу новых информационных технологий, с целью продвижения чтения?
  2. Ориентированность на повышение уровня и качества жизни пользователей услуг:
    • Как используется концепция продвижения чтения при удовлетворении запросов читателей, связанных с их текущей профессиональной или учебной деятельностью?
    • Проводится ли в рамках работы по продвижению чтения регулярный анализ локальных читательских интересов (тестирование, использование карточек обратной связи, экспертная оценка и др.)?
    • Каким образом библиотека формирует интерес читательских групп к художественной литературе как основе решения жизненно важных социальных проблем?
    • Как анализируются книжные новинки, в том числе по жанрам и типам изданий?
    • Составляются ли списки рекомендованной для чтения литературы?
    • Как организована работа по продвижению чтения для читателей разных социальных групп?
    • Как учитываются их интересы?
    • Проводятся ли мероприятия по продвижению чтения совместно с другими образовательными и культурными учреждениями района или города?
Если да, каким образом происходит распространение результатов, обмен позитивным и негативным опытом?
  1. Доступность и высокое качество предоставляемых услуг:
    • Существует ли дистанционный доступ к услугам библиотеки? Если да, к каким именно услугам?
    • Нужно ли быть зарегистрированным пользователем для работы с каталогами библиотеки? Нужно ли быть зарегистрированным пользователем для работы с фондами?
Если да, то почему есть ограничения?
    • Составляются ли с целью развития и продвижения чтения аннотированные экспертные обзоры периодических изданий, книжных новинок и актуальных документов правового и законодательного характера?
Каким образом читатель может получить такую информацию в библиотеке?
    • Как используются информационные ресурсы библиотеки для решения проблем развития и продвижения чтения в вашем районе и городе в целом?
    • Существует ли обратная связь с местным сообществом с целью оперативного выявления проблем доступности услуг, развития и продвижения чтения в районе и городе?
Если нет, каким образом оценивается уровень доступности и качества услуг библиотеки?
    • Как определяется необходимость конкретных мероприятий по продвижению чтения в районе?
  1. Соответствие оказываемых услуг требованиям современного информационного общества:
    • Проводится ли в библиотеке количественная и качественная диагностика и контроль динамики читательской компетентности? Есть ли намерения это делать?
Если да, какие современные технологии для этого используются?
    • Существует ли доступ к удаленным библиотечным ресурсам мирового значения с целью развития интереса к ним читателей и продвижения чтения?
Если да, как организован доступ?
    • Знакомит ли библиотека читателей с международными культурными и образовательными программами по обучению чтению, повышению уровня читательской и общекультурной компетентности?
Если да, в каких формах?
    • Какие современные информационные ресурсы для этого используются? Если да, как они организованы?
    • Есть ли возможность у библиотеки издавать электронный или печатный журнал, бюллетень, газету, листок и др., для разъяснения необходимости формирования читательской компетентности, функциональной грамотности?
Если да, оцените эффективность (низкая, средняя, высокая)?
    • Есть ли у зарегистрированных пользователей возможность консультирования онлайн с целью повышения читательской компетентности? Если да, как это осуществляется?
    • Проводятся ли на базе библиотеки мероприятия по совершенствованию навыков пользования современными достижениями информационного общества?
Если да, какие конкретные мероприятия были проведены за последний год?
Какова их востребованность, оцените (низкая, средняя, высокая)?
Какова их эффективность, оцените (низкая, средняя, высокая)?
  1. Результативность оказания услуг по продвижению чтения:
    • Ведется ли в библиотеке учет читательского спроса?
Если да, как анализируются интересы читателей?
    • Как на основе анализа интересов читателей формируется «круг чтения» для пользователей из разных социальных групп?
    • Как может читатель оценить эффективность работы библиотеки по развитию читательских интересов и продвижению чтения?
    • Как фиксируется и анализируется посещаемость электронного ресурса библиотеки?
    • Как вы ее оцениваете (высокая, средняя, низкая) и возможные причины?
    • Как библиотека анализирует характер и направленность текущих интересов посетителей форума для целенаправленной работы по продвижению чтения?
    • Существует ли практика оперативного реагирования библиотеки на вопросы читателей-посетителей форума с целью активного формирования привычки к чтению?
Если да, как это происходит? На вопросы читателей библиотека отвечает действием: приобретением документа, организацией услуги и т. п.?
    • Как при этом анализируется динамика интересов читателей района по возрастным и социальным группам?
    • Каким образом фиксируются и анализируются отзывы и предложения читателей по продвижению чтения?
  1. Уровень социального участия потребителей услуг в формировании современной читательской среды:
    • Действуют ли на базе библиотеки неформальные районные читательские объединения?
Если да, как их работа способствует повышению читательской компетентности?
Если нет, какие другие формы привлечения читателей к решению проблемы чтения использует библиотека?
    • Каким образом вы оцениваете уровень заинтересованности читателей района в мероприятиях по продвижению чтения (низкий, средний, высокий)?
    • Оцените уровень участия читателей района в разработке и реализации этих мероприятий (низкий, средний, высокий)?
Как это отвечает их непосредственным интересам (карьерный рост, досуг, самообразование, расширение круга полезных контактов и т. д.)?
    • Может ли работа библиотеки по продвижению чтения повлиять на успеваемость в образовательных учреждениях района?
Если да, какие для этого нужны ресурсы?
Если нет, какие другие учреждения района могут этому способствовать?
Источник http://www.cultmanager.ru/e-s/4211/
Отправить комментарий
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...