вторник, 7 октября 2014 г.

Модернизация или смерть

Информационно-аналитический журнал "Университетская книга" опубликовал большую статью  "Приказано выжить. Стратегия и тактика библиотеки в современных условиях" Татьяны Владимировны Греховой, к.и.н., директора Ресурсно-информационного аналитического центра Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.  Попыталась ее подсократить и выделить главное.

Итак, чтобы библиотекам  "быть", нужно, во-первых, сделать виртуальными максимально возможное число сервисов. Это
  • создание и «раскрутка» качественного сайта библиотеки как составной части портала университета, размещение на портале университета ссылок на сайт библиотеки;
  • оперативная справочная служба в режиме онлайн, поддержка форумов или чатов библиотеки в социальных сетях;
  • рассылка на e-mail пользователей информации о новых поступлениях по профилю согласно размещённым на сайте заявкам;
  • комплексное формирование фондов, доукомплектование бумажных изданий их электронными аналогами;
  • создание «виртуальной витрины» новых книг (сканирование обложки, аннотации и содержания новых поступлений с привязкой их к электронным каталогам);
  • включение в электронный каталог (ЭК) библиотеки ссылок на электронные книги из собственных и внешних ЭБС и других подписных ресурсов;
  • привязка к дисциплинам кафедр профильных ЭБС и электронных полнотекстовых ресурсов (ЭПР);
  • привязка ЭК к учебно-методическому комплексу дисциплины (УМКД) для облегчения работы преподавателей при заполнении списков литературы в рабочих программах и УМКД;
  • подготовка к аккредитации вуза – автоматизированная сверка списков в рабочих программах и УМКД с фондом;
  • автоматизация расчёта коэффициента книгообеспеченности (ККО) с привязкой к перечню дисциплин и УМКД;
  • предоставление доступа к ресурсам библиотеки с домашних ПК;
  • виртуальные выставки новых поступлений и актуальной тематики со сканами обложек и содержания книг, виртуальная реклама профильных ресурсов из фондов библиотеки:
  • интерактивные курсы информационной компетентности специалиста;
  • виртуальные отчёты о работе кафедр с библиотекой с анализом и выводами;
  • перспективные планы списания и ротации фондов в привязке к кафедрам, размещённые на библиотечном сайте;
  • интерактивные формы заказа литературы и заявок на подписку, размещённые на сайте библиотеки;
  • регулярно обновляемые прайсы издательств, ЭБС и книготорговых фирм для ознакомления преподавателей с новинками и оформления интерактивного заказа на покупку или подписку в электронной форме.
 


А во-вторых, по мнению автора,  библиотеки неизбежно ждет  реорганизация с расширением функций и интеграция в образовательное пространство вуза. Вот поэтому библиотека ВГУЭС была преобразована в РИАЦ – ресурсный информационно-аналитический центр.

Как изменились функции и  структура библиотеки?

Изменения происходили в соответствии с  концепцией развития библиотеки, стратегией и тактикой дальнейших действий, включающая следующие основные положения.
  • Усиление роли библиотеки при смещении акцента в системе подготовки студентов: сокращение числа часов аудиторных занятий, увеличение объёма самостоятельной работы с информацией.
  • Создание единой информационной управляемой среды, обеспечивающей интегрированный доступ к расширенному набору информационных услуг независимо от местонахождения исходного материала, его формата и характера хранилища, в котором находится материал.
  • Обеспечение максимального доступа пользователей к библиотечным фондам, создание зоны свободного доступа на территории читальных залов и книгохранилища.
  •  Комплексная обработка документов и предоставление всех видов источников информации из «единой точки» – сервис «единого окна».
  •  Централизованное комплектование, единый контроль, анализ, планирование и учёт информационных ресурсов для всех структур и филиалов университета.
  • Размещение на платформе одной из существующих ЭБС работ ППС вуза – создание ЭБС ВГУЭС, что снизит затраты на регистрацию собственной ЭБС и обеспечит набор необходимых критериев, продвижение и рекламу изданий на российском и зарубежных рынках, повышение рейтинга вуза и его авторов.
  • Мониторинг индекса цитирования и публикационной активности ППС как составного элемента рейтинга кафедр и ППС.
  • Размещение на сайте библиотеки информации для ППС о планах и сроках издания рукописи, востребованности издания в вузе и во внешней среде.
  • Регулярное интерактивное обучение и консультирование всех категорий пользователей.
  • Организация обучения, консультирования по разрабатываемым электронным обучающим курсам, создание базы ЭОР – электронных обучающих ресурсов университета.
  • Интеграция ЭОР в образовательную среду университета, мониторинг и анализ использования нового продукта.
  • Мониторинг методического обеспечения учебного процесса университета, выдача заключений и рекомендаций при подготовке планов-проспектов по изданию трудов ППС.
  • Активное сотрудничество с УМК, учебно-методическими советами институтов, факультетов, школ, издательствами, формирование поручений кафедрам в области методического обеспечения.
  • Координация работы института референтов (оформление подписки на периодику и ЭПР, заявки на заказ книг и списание, формирование темплана и пр.).
  • Интеграция оценки результатов работы референтов в течение учебного года в рейтинг кафедры и персональный рейтинг ППС.
  • Автоматизированная статистика, мониторинг и анализ использования библиотечных ресурсов с включением в рейтинг кафедры и ППС результатов по следующим направлениям:
    • — востребованность студентами печатных изданий из библиотечного фонда по направлениям кафедры;
    • — востребованность преподавателями печатных изданий по направлениям кафедры;
    • — использование ППС и студентами ЭПР, ЭБС, предоставляемых библиотекой ВГУЭС.
  • Организация консалтинговой службы, способствующей повышению публикационной активности авторов, размещение изданий университета на платформах ЭБС и издательств с заключением легитимных авторских договоров.
  • Включение в программу тренинг-центра библиотеки курса «Новые направления работы библиотеки вуза».

Освоение новых форм, методов и функций требует новых знаний и компетенций. Поэтому концепцией предусмотрена программа повышения квалификации сотрудников, осваивающих новые направления деятельности в области информационного и методического обеспечения учебного и научного процессов университета.

Главное наше достижение в том, что мы сумели сохранить свою команду, атмосферу креативности, взаимной поддержки. Основательно переработав структуру библиотеки и штатное расписание, мы оставили традиционные ключевые службы и отделы, в том числе отдел комплектования и научной обработки ресурсов, читальные залы.

Был создан новый отдел, в состав которого вошли отдел обслуживания, отдел рекламы библиотечных ресурсов, отдел сопровождения и поддержки АБИС.

Информационно-библиографический отдел преобразован в информационно-аналитический с существенным расширением и изменением функций. В частности, это сотрудничество с УМС и редакционно-издательскими советами (РИС), консалтинговая служба сопровождения и продвижения печатных статей и других печатных изданий ППС ВГУЭС.

В состав РИАЦ вошли ранее совершенно несвойственные библиотекам службы, а именно служба мониторинга оценки знаний студентов, организации тестирования абитуриентов, отдел по созданию ЭОР. Кроме того, нам были переданы функции мониторинга методического обеспечения учебного процесса.

В результате реорганизации:
  1. списки литературы в рабочих программах и УМКД приведены в соответствие с библиотечными фондами;
  2. появилась возможность влиять на издание и переиздание учебных пособий, которых не хватает в фондах;
  3. сведены вместе все виды имеющихся в вузе ресурсов, управление  ими из осуществляется «единой точки доступа»;
  4. библиотека участвует в подготовке концепции развития e-learning в университете, стандартов, положения о критериях принимаемых курсов;
  5. увеличилась в два раза заработная плата каждого сотрудника.
Отправить комментарий
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...