День специалиста - это эффективная форма библиотечно-информационного обслуживания работников определенной специальности, профессии или ряда профессий.
Включает в себя комплекс мероприятий:
- непосредственный показ первичных и вторичных документов,
- чтение докладов и лекций,
- демонстрацию научно-технических фильмов,
- библиографический обзор основной литературы,
- консультации специалистов.
Докладчиками могут выступать ведущие специалисты, представители других смежных и вышестоящих организаций
Продолжительность – от одного до пяти дней. Зависит от темы, числа приглашенных и других факторов.
Методика проведения Дня специалиста несложная, но требует четкой организации. Наиболее важные моменты - это выбор темы и оставление плана проведения.
План проведения Дня специалиста согласовывается с заранее разработанным тематическим планом, утвержденным руководством. С планом проведения Дня специалиста должны быть ознакомлены все отделы и подразделения.
Основные моменты плана:
Выбор тематики. Тематика Дня специалиста определяется на основе изучения актуальных проблем, стоящих перед предприятием или организацией и в соответствии с информационными потребностями специалистов.
Определение категории специалистов. Приглашаются специалисты одного или нескольких предприятий, а также организаций различных сфер (если темой Дня специалиста является межотраслевая или комплексная проблема).
Выбор места. День специалиста может быть:
- стационарным – на базе организатора мероприятия библиотеки, службы НТИ, центра;
- выездным - за пределами базы организатора.
- доклад
- лекция
- презентация
- выставка
- обзор литературы
- круглый стол
- мастер-класс
- видеофильм
- дискуссия
- консультация по методике информационного поиска
Подбор литературы. Представляются самые разнообразные типы и виды информационных материалов:
- официальные
- научные
- производственно-практические
- справочные
- книги
- отечественные и иностранные
- периодические издания
- промышленные каталоги
- проспекты
- переводы в традиционной бумажной форме и на машиночитаемых носителях
Не менее чем за десять дней до проведения Дня специалиста необходимо информировать работников о теме, месте и дате его проведения.
- Информирование проводится посредством печати, радио телевидения, на сайте организаторов и т. д.
- Используются индивидуальные приглашения, объявления плакаты, которые вывешиваются в библиотеке, на предприятиях и организациях, рекламные буклеты.
Образец приглашения
Уважаемый специалист!
Приглашаем Вас принять участие в Дне специалиста,
который проводится _____________ (кем) ________________
(где) __________ _______ (дата, время)
по теме «_______________ ________________ _____________
______________». В программу входят: ________________ __
________________ ________________ ________________ ____
________________ _______________
Разработка регистрационных форм
Формы регистрации участников:
- отрывные талоны бланка-приглашения,
- регистрационные карточки и талоны,
- регистрационные листы.
Образец регистрационной карточки участника Дня специалиста
________________ ________________ ____
ФИО
________________ ________________ ____
Место работы (для специалистов,
приглашенных с других предприятий)
________________ ________________ __
Должность
________________ ________________ ___
Адрес, телефон предприятия
________________ ________________ ____
Просмотрено источников
________________ ________________ _(наименований)
Получено документов:
________________ ________________ ____(наименовани й)
Заказано по МБА
________________ _____ наименований.
Замечания и предложения по проведению ДС
________________ ________________ _
«_____»________ _______20____г.
Подпись участника Дня специалиста ________________ ___
ФИО
________________
Место работы (для специалистов,
приглашенных с других предприятий)
________________
Должность
________________
Адрес, телефон предприятия
________________
Просмотрено источников
________________
Получено документов:
________________
Заказано по МБА
________________
Замечания и предложения по проведению ДС
________________
«_____»________
Подпись участника Дня специалиста ________________
Разработка анкет
Анкеты для специалистов разрабатываются организаторами мероприятия с целью изучения эффективности проведения Дня специалиста.
Образец анкеты
Актуальна ли для Вас тема Дня специалиста
________________ ________________ _____
Удовлетворяет ли Вас организация и проведение
Дня специалиста __________
Оцените, пожалуйста, подбор литературы по теме
________________ ________________ _____
Считаете ли Вы проведение Дня специалиста нужным
________________ ____ если «да», то укажите почему
________________ ________________ _____
Предложите тему для очередного Дня специалиста
________________ ________________ _____
Ваши замечания и предложения по проведению Дня
специалиста ________________ _____________
________________ ________________ _____
________________
Удовлетворяет ли Вас организация и проведение
Дня специалиста __________
Оцените, пожалуйста, подбор литературы по теме
________________
Считаете ли Вы проведение Дня специалиста нужным
________________
________________
Предложите тему для очередного Дня специалиста
________________
Ваши замечания и предложения по проведению Дня
специалиста ________________
________________
Благодарим за участие!
Оформление помещения- выставки из подобранных ранее документов располагают на столах, стендах, витринах;
- оформляется заглавие выставок, их разделы;
- устанавливают технические средства для показа презентаций, просмотра видеофильмов, устных выступлений участников:
- микрофоны;
- мультимедиапроектор;
- телевизор и пр.
Регистрация участников проводится по отрывным талонам бланка-приглашения или по регистрационным карточкам.
Мероприятие открывается вступительным словом ответственного за его проведение.
Обязательно следует рассказать:
- о задачах проводимого Дня специалиста;
- порядке получения информационных материалов;
- представить докладчиков, специалистов, которые будут давать консультации, попросить заполнить анкеты.
Выступления могут сопровождаться показами фильмов и презентациями.
Библиотечный работник или специалист предприятия проводит обзор представленных информационных материалов.
У выставки дежурят библиографы, которые проводят устные обзоры источников, дают консультации по правилам пользования различными материалами.
После выполнения основных мероприятий организуется показ фильмов, экскурсии и т. д.
По окончанию мероприятия всем участникам раздают анкеты и предлагают их заполнить.
Учет и анализ проведения Дня специалиста проводится по следующим показателям:
- количество представленных материалов, в том числе по видам источников информации;
- количество специалистов, принявших участие в Дне специалиста, в том числе по категориям;
- количество просмотренных на мероприятии материалов, в том числе по видам источников информации;
- количество выданных оригиналов и копий информационных материалов, в том числе по видам документов;
- количество предприятий-участников, в том числе по категориям.
- количество присутствующих специалистов и предприятий-участников (% охвата);
- количество представленных и выданных документов (оригиналов и копий);
- процент использования представленной литературы;
- количество в среднем выданных документов одному специалисту.
При подготовке выводов по проведенному Дню специалиста необходимо выявлять причины неэффективного использования представленных документов:
Участие в мероприятии предоставляет специалистам возможность профессионального общения, информационного обмена, а высокий уровень организации и проведения Дня специалиста повышает имидж библиотеки.- неправильный выбор аудитории (можно определить по категориям присутствовавших специалистов из регистрационных карточек);
- неудовлетворительная организация мероприятия;
- недостаточное информирование о проводимом Дне специалиста;
- неудачное оформление экспозиции представленных документов (крупные разделы, отсутствие заголовков разделов);
- некачественно подготовленный обзор представленных документов, неактивная работа консультантов.
* Выставки информационных материалов на различного рода мероприятиях (конференциях, семинарах, совещаниях и т.д.), а также методические семинары НЕ считаются Днем специалиста.
Источники:
- Шейма Е.А. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДНЯ СПЕЦИАЛИСТА
- День специалиста
- Компетентность и профессионализм современного библиотекаря: День специалиста [Текст]: метод.-библиогр. пособие / МУК «ЦБС»; ЦГБ им. М. Горького; сост.: И. П. Ревинова. – Батайск, 2011. - 44 с.
Немає коментарів:
Дописати коментар