пʼятниця, 10 жовтня 2014 р.

День специалиста


День специалиста - это эффективная форма библиотечно-информационного обслуживания работников определенной специальности, профессии или  ряда профессий.

Включает в себя комплекс мероприятий:
  • непосредственный показ первичных и вторичных документов,
  • чтение докладов и лекций,
  • демонстрацию научно-технических фильмов,
  • библиографический обзор основной литературы,
  • консультации специалистов.
Участниками Дня специалиста являются специалисты всех уровней предприятий, учреждений, организаций. Проводится для работников одной профессии или по межотраслевым вопросам для специалистов разных профессий.

Докладчиками могут выступать ведущие специалисты, представители других смежных и вышестоящих организаций

Продолжительность – от одного до пяти дней. Зависит от темы, числа приглашенных и других факторов.
Методика проведения Дня специалиста несложная, но требует четкой организации. Наиболее важные моменты - это выбор темы и оставление плана проведения.

План проведения Дня специалиста согласовывается с заранее разработанным тематическим планом, утвержденным руководством. С планом проведения Дня специалиста должны быть ознакомлены все отделы и подразделения.

Основные моменты плана:

Выбор тематики. Тематика Дня специалиста определяется на основе изучения актуальных проблем, стоящих перед предприятием или организацией и в соответствии с информационными потребностями специалистов.

Определение категории специалистов. Приглашаются специалисты одного или нескольких предприятий, а также организаций различных сфер (если темой Дня специалиста является межотраслевая или комплексная проблема).

Выбор места. День специалиста может быть:
  • стационарным – на базе организатора мероприятия библиотеки, службы НТИ, центра;
  • выездным - за пределами базы организатора.
Выбор мероприятий:
  • доклад
  • лекция
  • презентация
  • выставка
  • обзор литературы
  • круглый стол
  • мастер-класс
  • видеофильм
  • дискуссия
  • консультация по методике информационного поиска
Ответственные и сроки. Указываются основные виды работ по проведению Дня специалиста и ответственные за их подготовку и выполнение. Ответственные за подготовку подбирают литературу, согласовывают темы лекций и докладов с выступающими, подбирают фильмы, готовят приглашения и объявления в соответствии с указанными сроками.

Подбор литературы. Представляются самые разнообразные типы и виды информационных материалов:
  • официальные
  • научные
  • производственно-практические
  • справочные
  • книги
  • отечественные и иностранные
  • периодические издания
  • промышленные каталоги
  • проспекты
  • переводы в традиционной бумажной форме и на машиночитаемых носителях
Рекламно-информационная кампания мероприятия

Не менее чем за десять дней до проведения Дня специалиста необходимо информировать работников о теме, месте и дате его проведения.
  • Информирование проводится посредством печати, радио телевидения, на сайте организаторов и т. д.
  • Используются индивидуальные приглашения, объявления плакаты, которые вывешиваются в библиотеке, на предприятиях и организациях, рекламные буклеты.
Образец приглашения
Уважаемый специалист!
Приглашаем Вас принять участие в Дне специалиста,
который проводится _____________ (кем) ________________
(где) _________________ (дата, время)
по теме «____________________________________________
______________». В программу входят: __________________
____________________________________________________
_______________________________


Разработка регистрационных форм
Формы регистрации участников:
  •  отрывные талоны бланка-приглашения,
  •  регистрационные карточки и талоны,
  •  регистрационные листы.
В них указываются фамилия, имя, отчество участника, место работы, должность, контактные сведения.

Образец регистрационной карточки участника Дня специалиста 
____________________________________
ФИО
____________________________________
Место работы (для специалистов,
приглашенных с других предприятий)
__________________________________
Должность
___________________________________
Адрес, телефон предприятия
____________________________________
Просмотрено источников
_________________________________(наименований)
Получено документов:
____________________________________(наименований)
Заказано по МБА
_____________________    наименований.
Замечания и предложения по проведению ДС
_________________________________
 «_____»_______________20____г.
Подпись участника Дня специалиста ___________________


Разработка анкет
Анкеты для специалистов разрабатываются организаторами мероприятия с целью изучения эффективности проведения Дня специалиста.

Образец анкеты
Актуальна ли для Вас тема Дня специалиста
_____________________________________
Удовлетворяет ли Вас организация и проведение
Дня специалиста __________
Оцените, пожалуйста, подбор литературы по теме
_____________________________________
Считаете ли Вы проведение Дня специалиста нужным
____________________ если «да», то укажите почему
_____________________________________
Предложите тему для очередного Дня специалиста
_____________________________________
Ваши замечания и предложения по проведению Дня
специалиста _____________________________
_____________________________________
Благодарим за участие!

Оформление помещения
  •  выставки из подобранных ранее документов располагают на столах, стендах, витринах;
  • оформляется заглавие выставок, их разделы;
  • устанавливают технические средства для показа презентаций, просмотра видеофильмов, устных выступлений участников:
    • микрофоны;
    • мультимедиапроектор;
    • телевизор и пр.
Проведение Дня специалиста
Регистрация участников проводится по отрывным талонам бланка-приглашения или по регистрационным карточкам.
Мероприятие открывается вступительным словом ответственного за его проведение.
Обязательно следует рассказать:
  •  о задачах проводимого Дня специалиста;
  •  порядке получения информационных материалов;
  •  представить докладчиков, специалистов, которые будут давать консультации, попросить заполнить анкеты.
С обзором современного состояния проблемы или лекцией, докладом выступают специалисты.
Выступления могут сопровождаться показами фильмов и презентациями.
Библиотечный работник или специалист предприятия проводит обзор представленных информационных материалов.
У выставки дежурят библиографы, которые проводят устные обзоры источников, дают консультации по правилам пользования различными материалами.
После выполнения основных мероприятий организуется показ фильмов, экскурсии и т. д.
По окончанию мероприятия всем участникам раздают анкеты и предлагают их заполнить.

Учет и анализ проведения Дня специалиста проводится по следующим показателям:
  • количество представленных материалов, в том числе по видам источников информации;
  • количество специалистов, принявших участие в Дне специалиста, в том числе по категориям;
  • количество просмотренных на мероприятии материалов, в том числе по видам источников информации;
  • количество выданных оригиналов и копий информационных материалов, в том числе по видам документов;
  • количество предприятий-участников, в том числе по категориям.
Эффективность Дня специалиста оценивается по следующим показателям:
  • количество присутствующих специалистов и предприятий-участников (% охвата);
  • количество представленных и выданных документов (оригиналов и копий);
  • процент использования представленной литературы;
  • количество в среднем выданных документов одному специалисту.
Анализ анкет даст возможность для дальнейшего совершенствования организации Дней специалиста, определения их последующей тематики.

При подготовке выводов по проведенному Дню специалиста необходимо выявлять причины неэффективного использования представленных документов:
  • неправильный выбор аудитории (можно определить по категориям присутствовавших специалистов из регистрационных карточек);
  • неудовлетворительная организация мероприятия;
  • недостаточное информирование о проводимом Дне специалиста;
  • неудачное оформление экспозиции представленных документов (крупные разделы, отсутствие заголовков разделов);
  • некачественно подготовленный обзор представленных документов, неактивная работа консультантов.
Участие в мероприятии предоставляет специалистам возможность профессионального общения, информационного обмена, а высокий уровень организации и проведения Дня специалиста повышает имидж библиотеки.

* Выставки информационных материалов на различного рода мероприятиях (конференциях, семинарах, совещаниях и т.д.), а также методические семинары НЕ считаются Днем специалиста.

Источники:
  1. Шейма Е.А. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДНЯ СПЕЦИАЛИСТА
  2. День специалиста
  3. Компетентность и профессионализм современного библиотекаря: День специалиста [Текст]: метод.-библиогр. пособие / МУК «ЦБС»; ЦГБ им. М. Горького; сост.: И. П. Ревинова. – Батайск, 2011. - 44 с.

Немає коментарів: