четвер, 12 грудня 2013 р.

Роль библиотеки в укреплении позиций университета в Webometrics

На выбор университета для обучения во многом влияет его позиция в международных рейтингах. Рейтинг Webometrics является одним из самых популярных. Основан на анализе представления университета в интернет-пространстве и косвенным образом позволяет оценить образовательные и научно-исследовательские достижения университетов через сравнение их сайтов. Основная задача Webometrics – мотивировать учебные заведения публиковать качественные высокоцитируемые работы, создавать институциональные репозитории открытого доступа и размещать там статьи, книги, учебные и учебно-методические материалы, материалы конференций, отчёты, диссертации и другие виды документов. В 2012 г. изменилась методика расчёта рейтинга. Существенными критериями стали ссылки на сайт университета, а также количество размещённых материалов на сайте университета и цитируемость научных трудов.

Влияние (Impact). Качество контента оценивается через «виртуальный опрос», учитывающий все внешние ссылки, ведущие на домен университета со сторонних страниц. Такие внешние ссылки отражают репутацию университета, академическую успеваемость, ценность информации и полезность сервисных функций, представленных на веб-страницах, согласно критериям миллионов веб-редакторов во всём мире. Важна не столько популярность конкретной ссылки, сколько разнообразие ссылок. 
Присутствие (Presence). Учитывается общее количество веб-страниц, размещённых на главном домене (включая поддомены и каталоги) университета, проиндексированных крупнейшей поисковой системой Google (учитывается каждая веб-страница, включая все форматы, распознаваемые Google, статические и динамические страницы, а также другие полнотекстовые файлы).
Превосходство (Excellence). Научные статьи, опубликованные в престижных международных журналах, играют важную роль в рейтинге университетов. Этот показатель может быть недостоверным при рассмотрении общего количества научных публикаций, поэтому здесь учитываются только самые выдающиеся работы, т.е. научные публикации университета, входящие в 10% наиболее цитируемых работ соответствующего научного направления.Данные для учёта опубликованных статей формируются на основе крупнейшей реферативной базы данных, индекса цитирования Scopus. Ресурс создаётся всемирно известным издательством Elsevier и индексирует более 20 тыс. изданий по всем наукам более чем от пяти тысяч издателей.
Открытость (Openness). Данный показатель оценивает усилия университета в формировании собственных архивов, принимая во внимание число полнотекстовых файлов в форматах pdf, doc, docx, ppt. Цель этого показателя – учесть новейшие публикации, к которым относятся документы, опубликованные в период с 20... по 20... гг.

Действия библиотеки в целях увеличения количества «естественных» обратных ссылок на домен университета. 
  1. Создание институциональных репозиториев открытого доступа (обязательно в домене университета, например: www.rep.bntu.by), где бы размещались статьи, материалы конференций, книги, учебные и учебно-методические материалы, диссертации, отчёты и другие материалы. Авторы статей будут ссылаться на материалы, размещённые в репозитории, указывая ссылку, которая будет вести на домен университета. Студенты, в свою очередь, активно делятся ссылками на учебные материалы, размещённые в репозитории, в социальных сетях. 
  2.  Создание блогов, групп в социальных сетях, в которых публикуются новости библиотеки, обзоры новых поступлений в библиотеку, виртуальные выставки, анонсы и отчёты о мероприятиях, которые должны ссылаться на домен университета, также являются важными направлениями деятельности современной университетской библиотеки.
  3. Новости сайта библиотеки, которые перепечатывают информагентства или другие организации, должны обязательно включать гиперссылку на сайт библиотеки. Необходимо обмениваться взаимными ссылками с библиотеками-партнёрами или другими организациями-партнёрами.
  4. Одной из задач должно стать создание страницы в Wikipedia о библиотеке, а также персональных страниц выдающихся учёных университета со ссылками на опубликованные работы, которые должны храниться в репозитории университета. Все эти действия позволят увеличить количество уникальных внешних ссылок на домен университета.
  5. Библиотеки имеют огромные массивы записей в электронных каталогах, которые также могут быть проиндексированы в Google. 
  6. Библиотеки должны принимать активное участие в создании персональных страниц преподавателей и сотрудников университета на сайте организации, помогая сотрудникам сформировать списки публикаций со ссылками на материалы, хранящиеся в репозитории университета. 
  7. Современная университетская библиотека должна иметь англоязычную версию своего сайта.
  8. Провести курсы по программе повышения квалификации специалистов «Создание и сопровождение электронной библиотеки учреждения высшего образования».
  9. Подписывать исследователей на уведомления о новых статьях из базы данных EBSCO, соответствующих ключевым словам, указанным при анкетировании. Чем больше учёные будут читать зарубежные научные рецензируемые журналы, тем больше будут там публиковаться.
  10. Библиотекари должны проводить мероприятия по повышению информационной грамотности исследователей, разъясняя основы библиометрии, понятия основных терминов, таких как индекс Хирша, импакт-фактор, индекс оперативности и др. 
  11. Необходимо приглашать представителей и редакторов Elsevier, Springer, IOP, SAGE, Emerald, Oxford University Press, Wiley и другими для проведения занятий по академическому письму для исследователей. 
  12. Для повышения цитируемости необходимо рекомендовать публиковать работы в журналах с высокими библиометрическими показателями (импакт-фактор, SJR, SNIP), находящихся на высоких позициях в SCImago Journal Rankings и Journal Citation Report, искать соавторов среди зарубежных коллег, а также публиковать свои работы в репозиториях открытого доступа.

Библиотека, являясь значимым структурным подразделением университета, должна не оставаться в стороне от тенденций развития высшего образования а, скорее, наоборот, благодаря им играть все более важную роль в деятельности современного университета, осваивая и успешно выполняя новые функции.

Полный текст статьи:
Алексей Витальевич Скалабан, директор Научной библиотеки Белорусского национального технического университета "Роль библиотеки в укреплении позиций университета в Webometrics" читайте в Блоге Научной библиотеки БНТУ.

Немає коментарів: