четвер, 18 лютого 2016 р.

Методические рекомендации в библиотеке

Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию). В рекомендациях обязательно содержатся примеры использования методики на практике. Методические рекомендации должны содержать указание на то, кому они адресованы: методистам, библиотекарям, разным категориям читателей и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций:

1. Титульный лист:
· название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
· фамилия, имя, отчество автора;
· название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);
· название города;
· год разработки.

2. Второй лист содержит вверху аннотацию, включающую лаконичные сведения о:
· сути рассматриваемых вопросов;
· предназначении данных методических рекомендаций;
· источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций;
· возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции.
· Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
· обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций; охарактеризовать значимость предлагаемой работы;
· определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например, оказать методическую помощь по направлению работы коллег; составить алгоритм подготовки и проведения мероприятия и т.п.);
· краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций (например, овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий; может способствовать повышению мотивации обучения библиотекарей, формированию навыков и т.п.);
· обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной области.

4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:
· описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов);
· дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);
· вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
· предостеречь от типичных ошибок.

5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.

6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:

· планы проведения конкретных дел, мероприятий;
· тестовые задания;
· методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
· примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
· методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
· схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов и проч.;
· примерная тематика мероприятий, экскурсий и т.д.

Библиотечный контент сквозь призму жанров http://biblioobzor.blogspot.com/2016/04/blog-post_20.html

Немає коментарів: