пятница, 11 апреля 2014 г.

КШБ: Начинающим блоггерам

 Поскольку по объективным причинам встретиться лично в рамках корпоративной школы библиотекарей не получается, решила хотя бы опубликовать материал на тему. Буду рада, если это кому-то поможет сделать первые шаги).

Современному пользователю библиотеки уже мало официальной информации на сайте, ему сегодня намного важнее, что говорят о библиотеке, её услугах и продуктах другие пользователи. Более того, после своего общения с библиотекой пользователь сам, с радостью или огорчением, делится полученным опытом. В последнее время многие библиотеки стали активно использовать социальные медиа в своей работе для продвижения библиотечных услуг.
Что же такое социальные медиа? Однозначного определения пока не существует. Это набор онлайн-технологий, который позволяет пользователям общаться между собой. Общение может принимать различные формы – пользователи могут делиться своим мнением, опытом и знаниями, взаимодействовать друг с другом, налаживать контакты, а также делиться новостями, информацией, видео, фото, музыкой, рекомендациями.

Разновидности социальных медиа:
• Интернет-сообщества;
• Социальные сети;
• Виртуальные игры;
• Сообщества по производству совместного контента;
• Совместные проекты;
• Геосоциальные сервисы;
• Блоги.

Библиотеки г. Мариуполя уже накопили некоторый опыт по использованию в работе различных интернет-сервисов и приложений, а также продвижению библиотечных ресурсов и услуг в социальных медиа, например, в Фейсбуке, ВКонтакте, Ютубе. Своего рода социальной сетью является и библиотечная блогосфера (от англ. library blogosphere) — совокупность всех библиотечных блогов в качестве сообщества. Использование блога на сегодняшний день является одним из эффективных и доступных инструментов для продвижения библиотечной мысли (услуги, обслуживания и т.д.).

На данный момент выделяются следующие элементы PR – активности в блогах:
1. Создание собственного сообщества или блога организации/учреждения;
2. Широкое использование комментариев, информирования и экспертной оценки;
3. Регулярный мониторинг блогосферы с целью оперативного реагирования и влияния на формирование общественного мнения по тому или иному вопросу;
4. Формирование позитивного имиджа организации/персоналии в долгосрочной перспективе;
5. Последовательность в реализации и аккуратность в применении технологий.

Сегодня библиотечный блогом можно назвать все ресурсы, что имеют регулярно публикуемый контент в обратном хронологическом порядке с возможностью комментирования и подписки. Блог может представлять личность или библиотеку, отдел библиотеки или библиотечное сообщество. Самое главное, что в нем есть записи на библиотечные темы. Определение блога состоит из двух составляющих – «web log», т.е. интернет-журнал событий (дневник) или сокращенно «blog», но в последнее время появились такие термины, как:
  •  Тлог – блог с записями только определенного формата (видео, ссылка, цитаты и т.д);
  •  Сплог- от «spam» и «blog», блог низкого качества, предназначенный исключительно для заработка на нем всевозможными способами;
  •  Моблог – от «мобильный» и «блог», блог, содержащий контент, размещаемый в вебе с мобиольных устройств;
  •  Блогкаст – блог, представляющий звуковые передачи и имеющий интерфейс для закачки пользователями звуковых комментариев;
  •  Еще есть не нуждающиеся в пояснении видеоблог, фотоблог и т.д.
С точки зрения авторства блоги бывают личными и корпоративными. Блог библиотекаря – исключительно его личное дело, ответственность за которое максимальна, а поддержка библиотеки минимальна. В то же время ряд библиотек реализуют Веб 2.0 технологии в общении со своими читателями посредством корпоративных блогов.

Информация в блоге должна быть актуальной, оперативно отражать новости. Оптимальная периодичность выпусков составляет от 1 до 3 постов в неделю. Нужно помнить, что эпизодичность наполнения блога неизбежно приводит к падению читательского интереса. Впрочем, некоторые блоги специально создаются для какого-то мероприятия (фестиваля, конкурса и др.) и после проведения мероприятия не ведутся.

Аудиторией библиотечного блога (вне зависимости от авторства) могут быть читатели библиотеки или библиотекари. От этого зависит наполнение сайта от тематики постов до формы подачи материала.

Популярные бесплатные платформы для создания блогов:
· blogger.com
· livejournal.com
· WordPress
· Joomla
· Блоги@Mail.Ru (http://blogs.mail.ru)
· http://www.liveinternet.ru/
· Я.ру (http://my.ya.ru).

Дизайн хорошего блога должен подчеркивать тематику блога, иметь понятную структуру и аккуратное исполнение. Если в качестве дизайна был выбран готовый шаблон, то он должен быть до конца переведен, доделан и, желательно, оптимизирован под задачи библиотечного блога.

Современный блог невозможно представить без мультимедиа, поэтому платформа для создания блога должна поддерживать работу с текстом, графикой, видео, аудио, фото и.д.

Для продвижения блога существуют разные способы, например:
· регистрация в поисковых системах;
· добавление в каталоги и RSS-агрегаторы;
· сервисы социальных закладок;
· размещение ссылок в социальных сетях;
· взаимный обмен ссылками;
· внутренняя оптимизация;
· комментирование других блогов.

Но нужно помнить, что главным способом продвижения блога является создание качественного контента, без которого все вышеперечисленное не будет иметь значения. Контент (содержание блога) должен соответствовать теме блога, быть актуальным, интересным и понятным читателям. Самое главное избежать опасности стать просто новостной лентой библиотеки, зачастую компенсируя отсутствующий сайт. Кроме того, посты блога должны быть не только хорошо написаны, но и хорошо оформлены, что улучшает восприятие информации и демонстрирует профессионализм блоггера. Формы подачи материалов могут быть разнообразны – короткое сообщение, заметка, выступление, статья, сценарий, комментарий и другие информационные жанры, отражающие ежедневные события и даже опережающие их. Здесь можно разместить не только текст или фотографию, но и электронную презентацию, аудиозапись, видеоролик и даже целую брошюру.

Отдельно нужно сказать о комментарии как составной части контента. Комментарий отличается от других информационных жанров наличием анализа. От статьи, обозрения, обзора и прочих аналитических жанров комментарий отличается тем, что в нем обычно анализируется какое-то явление, уже известное аудитории, и в этом анализе превалирует отношение к предмету отображения, что характерно для дневниковых записей. С помощью комментариев автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы в форме сжатого анализа недостатков или достижений, а также выражает их оценку, прогноз развития и т. д.

Есть возможность оставлять комментарии под постами и у читателей, а это главный показатель активности и востребованности хорошего профессионального блога – количество и качество комментариев. Как правило, в комментариях ведутся дискуссии, задаются вопросы, даются ответы. Поскольку автор блога всегда равен любому другому рядовому участнику блогосферы, комментарии могут быть противоречивыми, иногда за одну и туже заметку могут как восхвалять, так и ругать одновременно, к этому нужно быть готовым. Хорошим тоном считается, если автор блога сам участвует в обсуждении, отвечает на реплики читателей.

В основе успешности блога всегда лежит оригинальный авторский материал. Поскольку блоггинг есть не что иное, как писательство, необходимо учиться писать в лёгком стиле на умные темы, максимально создавая контент. Основные возможности применения блога в практике сегодняшних библиотек:
· Обзоры и рецензии книг;
· Рекомендательные списки (библиографические, ссылок и т.д.);
· Новости и анонсы мероприятий;
· Встраиваемые фото, видео и аудио виджеты;
· Дискуссии на профессиональные темы;
· Уроки информационно-библиографической грамотности;
· Планы, положения и другие официальные документы;
· Черные списки должников;
· Конкурсы и игры.

Но какие бы темы, материалы и жанры не использовал автор, самый главный критерий создания качественного блога - библиотечный блог и все что в нем находится, должно нравиться прежде всего самому блоггеру.

Строим блог пошагово:

Отправить комментарий