Современные библиотеки прикладывают много усилий для того, чтобы быть интересными, привлекательными для населения и меняться в соответствии с запросами времени. Эффективным средством продвижения книги и чтения являются социокультурные и рекламно-информационные акции.
Библиотечные акции позволяют продвигать интеллектуальные продукты и услуги библиотек, совершенствуя их в соответствии с потребительским спросом. Преимущество таких мероприятий – в массовости, быстроте и красочности. Акция – это должно быть ярко!
Акция – это яркое комплексное мероприятие, вовлекающее большое количество людей, как правило, имеющее большую социальную значимость.
Искусство привлекать – в целом именно в этом состоит суть любой акции. Искусство создавать акцию – это искусство создавать событие, используя определенный ресурс и информацию, используя опыт и внутреннее чутье, четко осознавая ответственность за тот результат, который будет получен.
Акция – это вовлечение (движение, действие), умение создать событие для достижения поставленной цели. Акция – это яркое мероприятие, предполагающее активное действие, выходящее за рамки повседневного. Акция – это мероприятие, продолжительность которого зависит от поставленных задач, но чаще – это разовое мероприятие, направленное на достижение конкретных целей. Его отличительная особенность состоит в единстве времени, а также направлении действия на все группы населения, независимо от их отличий.
Проведение акций библиотеками – сравнительно новая форма, взятая на вооружение именно благодаря большому потенциалу возможностей привлечения внимания к библиотеке. Смысл любой акции – это возможность и умение донести свое видение проблемы через сюжет и (или) действие, используя определенные формы, механизмы, последовательность действий. Чтобы придать важность акции, получить от неё не только общественный резонанс, но, прежде всего, эффективный результат, необходимо чётко продумать цели, содержание и организацию проводимых в рамках акции мероприятий. Для этого необходимо:
1. Понимание, каким должен быть результат (чёткая цель – чёткий результат);
2. Чёткий сценарий (программа) с задачей для каждого участника и кульминационным событием в ходе акции. Каждое крупное мероприятие программы акции должно иметь отдельный сценарий;
3. Яркий формат (удачное название, лозунг, необычная атрибутика, яркое действо и пр.);
4. Привлечение партнёров на взаимовыгодной основе;
5. Реклама мероприятий, информационная поддержка СМИ;
6. Состязательность (конкурсы, турниры);
7. Использование современных средств общения (Интернет, мобильная связь и т. п.);
8. Поощрение участников акции и демонстрация ее итогов.
Классификация акций
I. По целям их проведения:
1. Протестные: «НЕТ – наркотикам», «Зона риска», «Брось сигарету!», «Погасшие звезды», «Территория тревоги», «Дымная петля», «НЕТ – закрытию библиотек на селе!».
2. Благотворительные (в помощь библиотекам, другим учреждениям, нуждающимся): «Поможем друг другу», «Библиотека – читателю, читатель – библиотеке», «С миру по книжке», «Подари книгу библиотеке» и др.
3. Рекламные (о библиотеке и направлениях ее деятельности): «Примите книгу в дар», «Рекламный листопад», «Библиотека и книга».
4. Тематические.
II. По тематическим направлениям:
Экологические акции
Важность экологических проблем с каждым днем становится все более очевидной. Библиотека может стать организатором проведения молодежных акций, способствующих решению вопросов воспитания экологической культуры и формирования здорового образа жизни. Можно придумать огромное количество разных событий для выбранной акции – часто они не требуют особых финансовых затрат, а только креативности, договоренности с дружественными площадками и участниками. Люди бывают очень далеки от различных экологических тем и проблем, поэтому именно новые творческие решения могут изменить такую ситуацию, а библиотека в этом поможет. Экологические акции – это способ через впечатления, эмоции и позитивный интерес вовлечь человека, рассказать ему о достаточно серьезных проблемах и побудить к активному участию в решении важнейших для всего человечества вопросов.
Акции, направленные на формирование здорового образа жизни
Нельзя не упомянуть и об акциях, агитирующих молодежь вести здоровый образ жизни. Названия подобных акций могут быть различными: «Мы – выбираем спорт», «Молодежь за здоровый образ жизни» – главное, что они имеют одну цель: оградить молодежь от страшной привычки и приобщить к здоровому образу жизни. С целью профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни среди молодежи проводятся библиотечные акции на темы о вреде употребления наркотиков. Опыт организации подобных мероприятий у библиотек наработан хороший, при подготовке акций он будет очень полезен, важно соединить его с хорошей идеей, чтобы акция получилась привлекательной и полезной.
Рекламные акции (о библиотеке и ее возможностях)
Деятельность современной библиотеки невозможно представить без использования рекламы, которая позволяет привлечь внимание общества к чтению, посещению читальных залов, книжных выставок, мероприятий. Ее цель – повысить популярность библиотеки и спрос на ее ресурсы и услуги.
Традиционные виды рекламы постепенно отходят на второй план, уступая место современным, более действенным и гибким формам. К рекламе подобного рода относятся популярные сегодня промоушен-акции, которые успешно проводятся в библиотеках. Они являются эффективным средством продвижения деятельности в условиях кризиса книжной культуры, главным образом, это выезды в места скопления людей, цель которых инициировать моду на чтение во всех литературных кругах общества.
Акции по привлечению читателей и продвижению чтения
С целью привлечения новых читателей в библиотеку можно провести акцию «Приведи друга!». Информацию о ней необходимо заранее разместить в местных СМИ. Должна быть определена система льгот и условий их предоставления, например: для участия в акции нужно быть постоянным читателем библиотеки и привести с собой человека, еще не записанного в ней. За каждого привлеченного друга участник акции получает небольшое вознаграждение – например, бесплатное пользование компьютером в течение часа и др. Акция может проводиться в течение месяца. Сотрудники в рамках акции проводят экскурсии по библиотеке, литературные консультации и обозрения самых интересных публикаций последних номеров журналов.
Привлечь внимание читателей к библиотеке, увлечь чтением поможет акция «Лучшая книга современности». В течение месяца посетители должны отдать свои голоса за «самую-самую» книгу. В библиотеке необходимо установить тумбы для голосования, через месяц провести подсчет голосов, а на другой день – розыгрыш призов, предложив участникам из трех вариантов угадать лучшую книгу современности, выбранную читателями.
Акции по продвижению чтения можно разделить на:
- Общего характера: «Мир чтения», «Чтение как фактор социального успеха», «Передай книгу другу», «Стань читателем», «Читать – это модно», «Читать – это здорово!», «Виват, студент! Виват, библиотека!», «Самый читающий класс», «Читающий город», «Письмо ровеснику: Я хочу рассказать о книге…», и др.
- По направлениям работы: «В согласии с природой – в согласии с собой», «Прочитай книгу о войне», «Прочитаем книгу по истории России», «Район, в котором мы живем», «Письмо ветерану», «Чтобы помнили», «Время читать классику», и др.
- Для отдельных категорий пользователей. В последнее время в библиотеках большое распространение получили акции для маленьких читателей и их родителей: «Читалёнок», «Чтение с рождения», «Расти с книгой, малыш!», «Читай, я буду слушать!», и др.
- Акции к юбилейным литературным датам: «День с Гайдаром», «По проспекту с Гоголем», «13 юбилеев», и др.
- Акции по одной книге или по творчеству одного писателя: «Моя любимая книга», «Приключения на Садовой» (к 55-летию написания книги Драгунского «Денискины рассказы»), «Одна страна – одна книга» (прочтение и обсуждение одной книги всей страной в одно и то же время).
Чтобы придать важность акции, получить от нее не только общественный резонанс, но и эффективный результат, необходимо продумать цели, содержание и организацию проводимых в рамках акции мероприятий.
Для проведения акции необходимо:
-согласовать сценарий (программу) с задачей каждого участника и кульминационным событием в ходе акции;
-найти яркий формат (удачное название, лозунг, необычную атрибутику, захватывающее действо и пр.);
-привлечь партнеров;
-продумать и организовать рекламу мероприятий, информационную поддержку СМИ;
-применить принцип состязательности (конкурсы, турниры);
использовать современные средства общения (Интернет, мобильная связь и т. п.);
-поощрить участников акции и проанализировать итоги.
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ АКЦИИ
Шаг № 1. Определение информационного повода. Повод для акции может быть любой:
- значимая (юбилейная) календарная дата: политическая, историческая, литературная и др.; ведущая тема года;
- значимое событие в стране, мире (новый законопроект, выборы, военный конфликт и др.);
- проблема, затрагивающая интересы общества во всем мире (экология, наркомания и др.);
- проблема, волнующая отдельные категории населения: родителей, педагогов, библиотекарей (чтение детей, молодежи; правовое просвещение населения, семейное чтение и др.);
- проблема учреждения, в частности библиотеки: нехватка средств, книг; закрытие библиотеки и др.;
- реализация программы, проекта в местном сообществе, в библиотеке.
Шаг № 2. Определение целевой аудитории. Очень важно определить, для кого будет проведена та или иная акция. Чем конкретнее читательские группы (участники акции), тем нагляднее и эффективнее будет результат. Группы читателей могут быть совершенно разные:
- взрослые;
- молодежь (студенчество, работающая молодежь, старшеклассники);
- дети (дошкольники, школьники различного возраста, дети с девиантным поведением, - дети с ограниченными возможностями);
- молодые родители;
- массовый читатель – это самая многочисленная группа, но на такую аудиторию рассчитаны чаще всего акции-однодневки, акции общего характера.
Шаг № 3. Подготовка акции. На этом этапе необходимо:
- определить цели и задачи акции;
- выбрать тему, название, девиз;
- определить время (дату, место) проведения;
- составить списки организаторов, участников, приглашенных гостей;
- организовать рассылку пресс-релизов, привлечь СМИ;
- подготовить атрибуты акции и рекламную продукцию;
- составить смету.
Кроме того, на этапе подготовки особое внимание следует уделить развитию партнерских взаимоотношений. В первую очередь нужно заручиться поддержкой властей, например, управления образования, комитета по делам молодежи, комитета по туризму и спорту, они могут стать важными стратегическими партнерами, способными оказать как административную и организационную, так и финансовую или материальную поддержку.
Проведение любого мероприятия является хорошим поводом расширить и обновить спонсорскую базу организации. Библиотеке может понадобиться организационный партнер – организация, предоставляющая площадку для проведения мероприятия (кинотеатр, клуб, парк, городской культурный центр и т. п.). Для привлечения внимания к планируемому мероприятию лучше всего заручиться поддержкой информационного партнера (СМИ). Проработанныйплан выпуска публикаций, заметок, новостей о мероприятии должен быть согласован с информационным партнером.
Библиотечная акция также нуждается в наружной рекламе: афиши разного формата на улицах и на остановках для учебных заведений, клубов, студенческих профсоюзов, реклама в транспорте; пригласительные листовки для раздачи в учреждениях; информационные сообщения, видео- и аудио-ролики, и др.
При организации массового трудоемкого мероприятия в большинстве случаевне обойтись без активной команды поддержки – волонтеров. Они смогут оказать помощь на любом этапе подготовки: от поиска идеи (обычно молодые люди много знают о модных тенденциях и формах мероприятий, необычных местах их проведения и т. п.) до ее воплощения. Волонтеры выполняют очень важную работу: они разговаривают со своими сверстниками на обозначенные в рамках мероприятия темы, раздают полезные информационные материалы, вдохновляют своим примером других людей. Волонтеры могут стать неплохим информационным каналом, так называемым «сарафанным радио», когда нужно пригласить людей на акцию или мероприятие. Чем больше волонтеров задействовано, тем шире будет информационная волна.
Партнеров и участников акции следует упомянуть в печатной, рекламной продукции или во время самого мероприятия. Также рекомендуется заранее подготовить документ о партнерстве, в котором будет подробно описано, что и в каком объеме предлагается со стороны учреждения взамен оказываемой поддержки.
Шаг № 4. Решение организационных вопросов.
После того, как уже определен информационный повод, выбрана целевая аудитория, осуществлена необходимая подготовка к проведению акции и установлена договоренность с партнерами, следует приступить к решению основных организационных вопросов, к которым относятся следующие:
- определение составных частей акции – формы работы, площадки, ответственные, ресурсы;
- распределение обязанностей и назначение ответственных за проведение акции;
- составление общего сценария акции и отдельных ее частей;
- предварительная работа с волонтерами, отдельными участниками акции.
Один из главных организационных моментов – написание сценария, в основе которого должно быть ключевое событие: театрализованное действие, красочное шествие, концерт, игра-шоу и т. п. К наиболее известным формам мероприятий для проведения акций относятся:
• праздники, презентации, экскурсии, шествия;
• встречи с писателями, известными людьми;
• дискуссии, конкурсы, фотоконкурсы, викторины;
• опросы, анкетирования, тестирования;
• игры, кукольные и другие театрализованные спектакли;
• книжные выставки-просмотры, громкие чтения.
Шаг № 5. Проведение акции.Для организованного проведения той или иной акции необходимо назначить координатора (модератора, ведущего, организатора) – того, кто сможет ответить на все текущие вопросы и станет ключевой фигурой мероприятия. Координатор должен уметь оперативно решать все возникшие вопросы в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. От качества решения организационных вопросов, четкого следования плану проведения, рекламной кампании, степени включенности участников зависит результат проводимой акции.
Особое внимание координатор должен уделить форме проведения мероприятия. В последнее время в библиотечной практике стали популярны флешмобы (англ. «быстрая толпа», «вспышка» толпы», «мгновенная толпа») – заранее спланированные массовые акции, в которых группа людей появляется в общественном месте и в течение нескольких минут выполняет заранее оговоренные действия (по сценарию), затем так же внезапно исчезает. Такая форма мероприятия позволяет привлечь потенциальных посетителей в библиотеку, а его эффективность на деле оказывается очень высокой.
Шаг № 6. Анализ проведенной акции. По завершении акции обычно готовится итоговый отчет, включающий в себя характеристику следующих важных пунктов:
- ход мероприятия в целом;
- наиболее удачные моменты и недостатки, а также трудности, с которыми пришлось столкнуться при организации;
- общую эффективность;
- отклики в СМИ;
- отзывы участников.
Такой анализ поможет сделать правильные выводы, выделить информацию, необходимую при составлении сценариев и планировании последующих мероприятий, но самое главное – выяснить, удалось ли донести ключевую мысль, идею акции до целевой аудитории.
Результаты проведения акции в библиотеке
Любое хорошее дело становится таковым, если работает на результат, потому что именно он в полной мере позволяет оценить, чего удалось достичь. Что же в итоге получают библиотеки после проведения молодежных акций? Существующий опыт позволяет выделить:
- рост читательской активности (расширение читательской аудитории, формирование группы лидеров чтения, сотрудничающих с библиотекой, реклама чтения и книг);
- постоянный анализ читательских предпочтений;
• внедрение инновационных технологий, отвечающих потребностям и интересам читателей;
- максимальную реализацию информационно-развивающей функции библиотеки;
- расширение и укрепление партнерских отношений с различными организациями и учреждениями, заинтересованными в формировании социальных установок человека.
Неоспорима действенность и успешность библиотечных акций, получивших распространение в последние годы. Как показало время, сейчас проведение акций для разных групп читателей происходит практически в каждой библиотеке, тематика их разнообразна.
Библиотечные акции в будущем позволят не только привлекать внимание читателей, жителей города к деятельности библиотек, но и станут одной из самых востребованных и прогрессивных форм работы с читателями.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
КОНКРЕТНЫЕ ПРИМЕРЫ БИБЛИОТЕЧНЫХ АКЦИЙ
Из опыта работы Белгородской государственной научной библиотеки
Акция «День рождения читателя»
В день рождения именинника ожидают поздравления, подарки и маленькие сюрпризы. Читателя-именинника встретят и вручат праздничный контрольный листок, который будет гласить о знаменательном событии.
И уже только по этой примете, вся библиотека будет знать, что это «особенный» читатель и у него День рождения!
Акция «Всемирный день левшей» (отмечается 13 августа)
Программа дня: выставка «Гениальные Левши», бесплатный читательский билет, специальные подарки и поздравления для всех левшей.
В этот день после традиционного приветствия, первый вопрос, который задавали читателям, звучал так: «Являетесь ли Вы левшой?». Надо сказать, вопрос посетителей слегка озадачивал. Но после короткого разъяснения смущение проходило и читатели, улыбаясь, разбегались по библиотеке с контрольными листками, выпущенными специально к этому дню. Некоторые даже просили парочку с собой – на память. А «леворуких» читателей, конечно же, в этот день ждали поздравления и памятные подарки. Многие посетители с удовольствием останавливались возле выставки «Гениальные левши», которая была подготовлена отделом читальных залов.
Акция «Приведи друга в библиотеку!»
9 июня отмечают самый замечательный и добрый праздник – Международный день друзей. В День друзей организационно-статистический сектор библиотеки организовал акцию «Приведи друга в библиотеку». Под лозунгом «Давайте ценить ДРУЖБУ и ДРУЗЕЙ вместе с библиотекой!», мы предлагали нашим читателям приводить своих друзей и подруг в библиотеку.
Результат акции – новые читатели!
Акция «Книга года»
Суть акции заключается в выборе участниками художественных произведений отечественной или мировой литературы, независимо от года написания, издания книги, по следующим номинациям:
- «Книга года» – книга, которая понравилась, пришлась по душе, полюбилась, потрясла, оставила сильное впечатление.
- «Книга-разочарование» – книга, которая не произвела на читателя особого впечатления.
- «Антикнига» – книга, которую невозможно дочитать до конца.
- «Книга для друга» – книга, которую можно рекомендовать к прочтению другому.
- «Книга семейного чтения» – книга для чтения в кругу семьи.
Участники Акции, чей выбор произведения совпадет с окончательными результатами «Книги года» - получат подарки от библиотеки.
Акция «Все фонды открыты!»
Проводилась в неделю библиотек «Виват тебе, библиотека!» с 21 по 27 мая.
Каждый читатель, пришедший в эти дни в библиотеку, мог самостоятельно выбрать книги из фондов книгохранений и запасных фондов. Чтобы читатели могли ориентироваться в фондах, для них проводились экскурсии, во время которых рассказывалось о принципах расстановки книг и их расположения. Всего было проведено 32 экскурсии. А возможностью выбрать книги самостоятельно воспользовались 352 человека, т.е. каждый 9й читатель, принявший участие в Неделе библиотек. Акция показала – пришло время открывать все фонды. В рамках акции состоялся Смайл-опрос «Каким Вы представляете образ современного библиотекаря?», который проходил в библиотеках с 21 по 27 мая. Надо было выбрать компьютерного смайлика, который соответствует образу современного библиотекаря. Опрос показал, что современный библиотекарь – это вежливый, внимательный профессионал в очках.
Из опыта работы Центральной Детской Библиотеки им. А.П. Гайдара города Клин
Акция «Подвешенная книга»
Акция проводится по аналогии с удивительной неаполитанской традицией «подвешивать кофе» – человек, подходящий к стойке бара, скажет «Мне два кофе: обычный и «подвешенный», возьмет чашку кофе, выпьет и уйдет. Оказывается, в Неаполе есть такая местная традиция: заранее оплачивать кофе для тех, у кого не всегда есть деньги даже на чашку кофе...
Такая акция была проведена издательством «Розовый жираф», суть которой состояла в том, что покупатель книжного магазина может оплатить любую книгу, которую потом доставят в Детские дома, Онкологические центры и т.д. В библиотеке эта акция проходила несколько иначе. Условия акции:
Любой читатель может «подвесить» на неделю свою самую любимую книгу, со своей рецензией (мнением, эмоциями). Акция запускается на 3 месяца, по результатам акции будут составлены именные рекомендательные списки любимых книг активных участников, а также создан список самых рейтинговых книг библиотеки! Для библиотекарей интерес состоит в том, что данная акция призвана активизировать книговыдачу, помогает в создании рекомендательных списков чтения, позволяет вести дневник чтения своих читателей.
Реализация проекта выглядит так: в начале акции подвесить книгу может любой читателей, в ходе же акции, будут отбираться только наиболее активные читатели. К тому произведению, которое участвует в акции, читатель-«подвешиватель» пишет небольшую аннотацию с оценкой или мнением о произведении. Сама книга ставится на специально отведенное место, оформленное в духе акции. Книга выставляется максимум на неделю.
В случае заинтересованностью ею или наоборот не проявленному к ней интересу, ставится следующая книга по списку. Ведется список книг-участниц акции. На саму книгу ставиться стикер-отметка «Подвешенная книга». Дополнительно фиксируется выдача акционных книг, а также фиксируется очередь из желающих на ее прочтение. Для уведомления о появлении книги в библиотеки используется смс и e-mail рассылки.
Предполагаемые результаты:
1. Активизация чтения, увеличение книговыдачи абонемента.
2. Создание читательских рентингов лучших книг. (В. Иванов рекомендует…)
3. Создание рейтингов лучших читателей.
4. Проведение творческого конкурса по самой читаемой книге.
Акция работников центральной городской библиотеки города Копейск Челябинской области (2010 год). Библиотека «За стеклом»
Библиотекари из уральского города Копейск в борьбе за читателя воспользовались опытом телевизионных реалити-шоу в формате «за стеклом». По словам директора ЦБС Копейска Е. Михайленко акция была направлена еще и на то, чтобы разрушить сложившийся в обществе стереотип «библиотекарь – это пожилая женщина с книгой и в очках» и показать, что сотрудницы ЦБС Копейска – современные, идейные и очень симпатичные, и являются отличным примером внешней и духовной красоты.
В обеденный перерыв молодые сотрудницы усаживались в витрине библиотеки с книжкой. У каждой девушки был свой образ – восточной красавицы, домохозяйки, молодой мамы и светской львицы. Идея акции возникла спонтанно. Мария Клепикова, начальник отдела маркетинга библиотеки г. Копейска поясняет: «Мы развешивали рекламу в витрине, а люди шли, но на нас обращали внимания. Мы решили: а почему бы и нет? Просто провести такую акцию, посидеть, почитать».
Сначала библиотекари использовали традиционную рекламу книжных новинок, устраивали бесплатные чаепития. Но Копейск — город шахтерский, сердце Челябинской области. Такими акциями местное население, как выяснилось, не привлечешь. А вот шоу «Библиотека за стеклом» сразу вызвало интерес. Особенно у суровых челябинских парней.
Спасла ли библиотеку эта «смелая» акция, скольких читателей она привлекла в свои стены, сведений не найдено. А вот последователи уже есть – в свой профессиональный праздник кемеровские библиотекари выступили «живой рекламой». В стеклянных витринах и возле входа в библиотеки поочередно в течение двух часов появлялись самые разнообразные читатели: студенты и школьники, домохозяйки и бизнес-леди, представители молодежных субкультур.
Из опыта работы Владимирской областной научной библиотеки (г. Владимир)
Промо-акция «Флешмоб. Город с книгой»
В акции приняли участие студенты Владимирского государственного университета, сотрудники областной научной библиотеки и областной специальной библиотеки для слепых. Флешмоб открыл ряд мероприятий Областного фестиваля книги и чтения «Открытая книга». Ровно в 16.00 в руках у участников появились книги и литературные журналы, плакаты и листовки, призывающие к чтению. Все эти средства были направлены на привлечение внимания прохожих к читающим людям.
Студенты, кто вслух, кто про себя, читали стихи и прозу, при этом, то выстраиваясь в круг, то просто бродя по улице, натыкаясь при этом на проходящих людей. Зрители, на которых было направлено действо, реагировали по-разному на происходящее. Кто-то с недоумением обходил «умную» толпу, кто-то останавливался и вслушивался в чтение. Многие с одобрением и заинтересованностью отзывались о происходящем: «Побольше бы таких акций, люди стали бы чаще читать!». Некоторые прохожие выражали желание присоединиться к участникам флешмоба. Активно двигающиеся группы читающих людей привлекали внимание даже пассажиров проезжающего мимо транспорта. Первый в городе «книжный» флешмоб заинтересовал областные телеканалы, и журналисты, приехавшие на съемку акции, провели мини-опрос прохожих: «Когда Вы в последний раз читали?» Ответы были разные – от «Я не трачу на это свое время» до «Неделю назад прочитал интересную книгу». Эти ответы, несомненно, стоит вписать в актив организаторов: живая реакция людей на происходящее говорит о том, что цель флешмоба достигнута!
Буккроссинг «Превратим весь мир в библиотеку!»
Акция была организована сотрудниками областных и городских библиотек, Владимирского областного музыкального колледжа и колледжа культуры и искусства и продолжила ряд мероприятий областного фестиваля книги и чтения «Открытая книга», направленного на возрождение интереса к книге и чтению.
Следуя принципу классического «книговорота» — «Прочитал сам – передай другому» – библиотекари «отпустили на свободу» более 200 книг. В людных местах города – в парках, на детских площадках, у фонтанов, на парапетах подземных переходов и остановках – появились самые разные книги. Это и произведения русских классиков, и яркие книжки для малышей, детективы, краеведческая литература, приключения и фантастика. На книгах — яркие фирменные наклейки с правилами участия в акции.
Ни одна книга не осталась незамеченной. Прогуливающиеся люди в первые же минуты появления книг на лавочках брали их в руки и начинали листать, некоторые сразу же погружались в чтение, а молодые мамы спрашивали: «А у вас есть еще одна детская книжка?» Пенсионеры, отдыхающие в парках, радовались: «Как хорошо, что есть возможность еще раз взять в руки книгу, которую я давно читал!». Их приятно удивило, что книги распространяются абсолютно бесплатно и их не обязательно возвращать в библиотеку. Школьники и студенты спрашивали: «А можно, мы свои книги отдадим вам для буккроссинга?» и обещали принести их в библиотеку, чтобы наклеить на них фирменную наклейку. Оказалось, что многие жители города знают о начале книговорота, благодаря рекламе фестиваля в СМИ и уже ожидают библиотекарей, чтобы стать первыми в длинной цепочке участников буккроссинга.
Из опыта работы Краснодарской краевой детской библиотеки им. братьев Игнатовых
Акция «Читатель за библиотечной кафедрой»
27 мая 2012 года в Краевой детской библиотеке прошла промо-акция «Читатель за библиотечной кафедрой», посвященная Общероссийскому дню библиотек. В этот день в библиотеке «все происходило наоборот». В отделе для детей до 11 лет каждый ребенок мог побыть библиотекарем и поучаствовать в создании выставки-буккроссинга. Юные читатели отбирали свои любимые книги, писали на них отзывы, чтобы другие ребята тоже захотели их прочесть. В течение дня выставка несколько раз обновлялась – многие с удовольствием брали книги, прошедшие этот «контроль качества». Юные библиотекари за свое усердие получили небольшие памятные призы.
В отделе «Медиатека» самые лучшие читатели на 2 часа стали дублерами библиотекаря: рекомендовали ребятам интересные игры, давали консультации, помогали, если игроки испытывали затруднения. А еще маленькие библиотекари следили за тем, чтобы компьютеры работали исправно. Они объясняли правила поведения во время работы за компьютером.
В конце дня активисты получили в подарок журнал, купон на бесплатное компьютерное время в размере одного часа и были награждены грамотами за активное участие в жизни отдела.
Отдел информационно-библиографической работы предложил читателям и участникам клуба «Электроник» создать тематическую картотеку своих любимых книг. Она представляет собой «раскладушку» по темам, популярным среди детей-читателей.
В отделе обслуживания детей от 11 до 15 лет ребята сыграли в ролевую игру «Я – библиотекарь», стали участниками экскурсии по фонду отдела, оформили книжную выставку «Советует читатель», составили литературный кроссворд, помогли читателям в поиске книг на полках.
Читателей отдела литературы на иностранных языках встречал и обслуживал менеджер «Библиоресепшена» («Biblio Reception»).
Оказав помощь в подборе литературы, менеджер предлагал читателям отправиться в виртуальное путешествие по разным странам мира и их языкам. На первом этапе ребята готовились к путешествию: при помощи лотереи «Vivat, English!» вспоминали слова и выражения английского разговорного языка, которые помогут путешественнику в любом уголке мира, разыгрывали мини-сценки.
Из опыта работы Юношеской Библиотеки Республики Коми, город Сыктывкар -Акция «Книга-сюрприз».
Библиотекой предлагались упакованные в подарочную бумагу подборки литературы, как книжные новинки, так и незаслуженно забытые книги. Для подростков и юношества были представлены книги о ровесниках. Надо было видеть азарт в глазах читателей и нетерпение, с которыми несли «сюрприз» домой! А ведь эти книги и раньше стояли на полках. Но самое приятное – когда читатели делились впечатлениями от прочитанного «сюрприза».
Акция «Интернетпродленка»
30 сентября – день Интернета в России. Ежегодно с 15 сентября по 15 октября в Юношеской библиотеке проходит акция «Интернет-мания», приуроченная к этому событию.
Целый месяц новые и постоянные читатели библиотеки получают скидки на Интернет. Дополнительные бонусы присуждаются тем, кто приведет и запишет друга в библиотеку. Чем больше друзей, тем больше скидок.
Впервые 30 сентября в республиканской юношеской библиотеке была объявлена «продленка». Все отделы работали до 22 часов! Читатели могли записаться в библиотеку после ее официального закрытия. А в зале электронной информации с 19 до 22 часов любители Интернета смогли окунуться во Всемирную паутину совершенно бесплатно. А у кого был с собой ноутбук – весь день мог пользоваться интернетом с помощью Wi-Fi. С каким настроением уходили читатели – можно было подсчитать по смайликам! Ни одного грустного!
Акция «Помоги мне увидеть этот мир!»
Международный день слепых - всемирная дата, призванная привлечь внимание людей к тем, кто навсегда потерял зрение и оказался в трудной жизненной ситуации. Этот день отмечается ежегодно 13 ноября.
Участники акции – Юношеская Библиотека Республики Коми и инициативное молодёжное движение «ОТРЫВ!!!»
Участники акции попробовали вслепую прожить несколько минут и постарались понять, что чувствуют незрячие люди, как они живут, ощущают и понимают этот мир. В течение дня в фойе библиотеки проводились различные подвижные русские и коми народные игры, участникам которых завязывали глаза. Вкусная дегустация – «Угадай варенье!», игра «Нарисуй картину». Участникам встречи понравились упражнения на доверие, развитие памяти и внимания. Например, «Игра на внимательность!»: запомни живые скульптуры и скажи, что изменится через минуту?.. Сложно, но можно! Все справились!
Летняя акция «Отпускной книжный набор»
В течение июня, июля и августа на абонементе для всех читателей предлагаются готовые тематические книжные подборки художественной и научно-популярной литературы. Постоянные читатели уже взяли на дом несколько наборов, отзывы самые положительные.
Акция «Поход в книжный магазин»
Несколько добровольцев из числа наших читателей согласились стать первыми в истории библиотеки покупателями книг для своих же собратьев-читателей! 9 февраля сотрудники Юношеской библиотеки Республики Коми вместе с читателями абонемента отправились в один из книжных магазинов Сыктывкара закупать литературу для библиотеки. Поход оказался очень увлекательным и интересным! Новинки читатели могут увидеть раз в месяц на выставке в фойе библиотеки «Книжный подиум» и взять понравившуюся книгу домой!
Из опыта работы городской Централизованной библиотечной системы города Ульяновск (по празднованию Года Германии в России). В рамках российско-немецкого культурного проекта на различных молодежных площадках города состоялись 4 события: Книжный квест, Ночная книга, «Живая библиотека», Баттл поэтов
«Книжный квест 3х5»
Проект адресован молодежи, которая хочет больше знать о современной русской и немецкой литературе и почитать вслух в необычных местах – парках, музеях, кафе и так далее.
6 июля организаторы устраивают во «Владимирском саду» «Книжный квест 3×5». Родители вместе с детьми смогут проверить свою смекалку, находчивость, творчески проявить себя. Здесь можно будет прочесть вслух книгу, перевоплотиться в сказочного персонажа, поиграть в старинные немецкие игры, и самое главное – узнать, что находится в черном ящике. Детям разрешается шуметь, бегать и прыгать, и даже – читать книги, сидя на дереве. Победитель квеста станет участником призовой лотереи и без подарка не останется.
Опыт ночных чтений города Ульяновск «Ночная книга»
Акция проводилась в помещении известного в городе театра-студии Enfant Terrible в привычное для книголюбов время – перед сном. В нем все необычно, первое впечатление – примерно так выглядят немецкие таверны. Чтобы пройти в зал, надо поучаствовать в викторине. На двери в центре зала – портреты писателей. Это выставка-викторина. Надо узнать писателя, а о других можно догадаться по подсказкам. Например, автор мистического триллера, которого сравнивают со Стивеном Кингом, – это Дмитрий Глуховской. А автор «Черного обелиска» – это, конечно же, Ремарк. Организаторы выставки и авторы викторины – сотрудницы библиотеки принимают ответы. Поощряют правильные ответы призами – конфеткой и книгой.
Любители ночного чтения фотографируются у рамки несуществующего зеркала и разглядывают самую необычную «ёлку – символы разных эпох». На ёлке – чайники, игрушки и масса других, обнаруженных на чердаке старого дома, предметов.
В следующем зале качающийся стол. У него нет ножек, потому что он висит на четырех цепях. Зал тоже необычный: сцена внизу, а зрители – наверху. Звучит музыка в стиле «кантри». Играет музыкальный коллектив «Гарцующий пони». Четыре произведения немецких и русских авторов читают артисты театра-студии.
«Живая библиотека»
Проект «Живая библиотека» возник впервые в Дании, когда на глазах у нескольких подростков зарезали их друга. Они решили предпринять меры, направленные на то, чтобы насилия в мире стало меньше. Первая игра прошла в 2000 году и стала пользоваться огромной популярностью в Дании и за её пределами. Теперь это движение существует в 50 странах мира.
«Живая библиотека» – это международный некоммерческий проект, направленный на повышение понимания между людьми разных социальных групп и культур. «Живая Библиотека» работает так же, как и обычная: «читатели» приходят, заполняют библиотечную карточку, выбирают «книгу» и читают ее в течение получаса. После чего возвращают «книгу» в библиотеку и, если захотят, берут другую. Отличие лишь в том, что книги «Живой Библиотеки» – это люди, а чтение – разговор. Для того, чтобы вы могли познакомиться с этими людьми поближе и сформировать своё объективное мнение о них, и создаётся проект «Живая библиотека», где люди, являющиеся аутсайдерами в обществе, готовы рассказать другим о себе, представляя из себя живую книгу, которую вам предстоит прочитать. На проекте каждый из участников может взять и прочитать «книгу», то есть лично побеседовать, задать все интересующие его вопросы и глубже понять личность человека, которая скрывается за его социальным ярлыком. Люди, которые участвуют в качестве «книг» постараются ответить искренне на любой ваш вопрос. Они готовы поделиться своим жизненным опытом, спокойно обсудить с «читателем» стереотипы и предрассудки.
Участвующие «книги»: Беженец (иммигрант), Бездомный, Бывший заключённый, Бывший наркозависимый, Ветеран боевых действий, ВИЧ-инфицированный человек, Американец, Священник, Депутат, Путешественник и т.д. «Книгу» можно «читать» не более 30 минут, после чего ее необходимо вернуть в библиотеку. Время «чтения» может быть продлено (только по обоюдному согласию) еще на 30 минут – при условии, что данную «книгу» не заказал кто-то другой.
«Баттл поэтов»
Баттл поэтов – это литературная игра, своеобразное соревнование, в её центре – живой поэт, артистично исполняющий собственный поэтический текст. Чтобы стать участником баттла, мало быть талантливым автором, необходимо быть ещё достаточно смелым человеком, ведь судить поэтов будет публика.
Правила баттла:
1. Число участников не более 6-8 человек.
2. Время выступления – строго! – 4 минуты.
3. Разрешается исполнять только авторские (собственные) тексты: стихи любых форматов, короткую прозу, импровизацию, интерактивный текст – перформанс и т.п.
4. Запрещается использовать музыкальные инструменты и театральный реквизит.
5. Можно выступать командой, группой.
6. Победители в каждом раунде и в финале определяются аплодисментами зрителей.
7. Модератор имеет право вносить изменения в регламент по ходу битвы.
8. Не приветствуется на разных этапах конкурса чтение одного и того же произведения, не приветствуется чтение по бумаге: поэт должен общаться с публикой, а значит его глаза должны быть направлены в зал, а не в манускрипт.
Книжная акция «День библиотек»
27 мая на улице Коммунистической города Сыктывкар было оживленно. Волонтеры и молодые сотрудники юношеской библиотеки провели опрос среди жителей, задавая всем один вопрос: «Как пройти в библиотеку?». Опрос проходил в рамках федерального либмоба, организованного библиотеками России для привлечения внимания читателей. Всем участникам либмоба раздавались открытки, закладки и веселые смайлики с визитной карточкой библиотеки.
В День библиотек в городе выдался по-летнему погожий денек. Это позволило вынести традиционную акцию-буккроссинг на открытую площадку перед библиотекой. Книги расположили на скамейках в прогулочной зоне. Помимо литературы людям предлагались листовки о движении буккроссинга, с информацией о библиотеке и призывом «Прочитал книгу – передай другому». Горожане с удовольствием включились в акцию. Библиотекарями постоянно выкладывались новые стопки книг.
Путь в библиотеку указывали «следы», проложенные по улице к библиотечному крыльцу. А на входе посетителей встречали ростовые куклы – библиотекари Жанна и Дуся. В самой библиотеке ждало немало сюрпризов!
Своеобразный экскурс «Из переплета в сеть» провел читателя сквозь время и пространство. Ребята познакомились с эволюцией книги, чтения, библиотеки. Библиотекари предоставили читателям право стать активными участниками библио-путешествия. Здесь инсценировки сменялись литературными зарисовками, обзорами книг. Во время дублер-шоу «Библиотекарь на час», состоявшегося на абонементе, все желающие узнали тайны профессии и все, что скрывается по ту сторону библиотечной кафедры. Акция «Библиотекарь на час» проводилась впервые, поэтому к ее подготовке подошли с особым вниманием. Была проведена предварительная работа с читателями, анонс акции и приглашение принять в ней участие. Предварительная запись участников проводилась за 1 месяц до Дня библиотек, при этом оговаривалось время работы дублеров – 1 час. Одновременно обслуживали читателей два «библиотекаря на час» на двух кафедрах абонемента. За день акции поработать библиотекарями смогли 13 участников. Каждый из них должен был заранее, примерно за 20 минут, прийти на свое рабочее место, пройти инструктаж, поучаствовать в экскурсии по библиотеке. В функции библиотечных дублеров входило:
¾ Выдача и прием литературы от читателей;
¾ Расстановка фонда;
¾ Помощь читателям в подборе литературы;
¾ Работа у выставки «Почитаем?!»;
¾ Участие в акции «Книги на вес».
Рядом с каждым дублером всегда находился библиотекарь-консультант. По итогам дублер-шоу всем участникам были выданы «Зеленые карты», дающие право на бессрочное приоритетное обслуживание в Юношеской библиотеке, а также позволяющие делать предварительный заказ литературы для комплектования библиотеки и беззалоговую выдачу особо ценной литературы. Акция «Библиотекарь на час» вызвала неподдельный интерес у ее участников. Все они зачастую приходили не за 20 минут, а за 1 час, а предыдущие дублеры и после истечения времени работы не хотели покидать библиотечную кафедру.
Посетителей абонемента ждала необычная акция «Книги на вес». Каждый читатель мог взвесить выбранную им литературу и записать вес на измерительном стенде. Место, где проводилось взвешивание, было стилизовано под 60-е: взвешивали в авоське старинным безменом. Всего за время акции было выдано 105 кг литературы.
Выставка «Почитаем?!» представляла рейтинг читательских предпочтений. Лучшие, по мнению читателей, книги сопровождались индивидуальными рекомендациями и отзывами.
А в читальном зале библиотеки посетителей ждали не менее интересные мероприятия, состоявшиеся в форме инсталляций. «Библиотекарь» – общее название мероприятий.
Инсталляция на картину Д. Арчимбольдо «Библиотекарь» представляла собой объемную композицию, воплотившую образ стереотипного библиотекаря, выработанный годами.
«Живая» картина по мотивам творчества Б. Валеджио разительно отличалась. В качестве натурщицы здесь выступала молодая и грациозная сотрудница библиотеки. Эта инсталляция стала символом современного библиотекаря нового типа. Важно было преодолеть сложившийся стереотип восприятия библиотекаря как занудной, вредной, немолодой и некрасивой тетеньки, ревниво оберегающей свои книжные богатства. Ребята были очень заинтересованы столь необычным показом, фотографировались с композицией «Библиотекарь», знакомились с ее составляющими элементами – книгами. К «живой» картине больший интерес проявляли юноши, отмечая ее необычность и авангардизм.
Комплексное мероприятие «Планета периодика» организовали сотрудники зала периодических изданий. Слайд-презентация «История развития российской периодики» стала иллюстрацией эволюции отечественной прессы. В игровой блок входили: игра «Пресс-загадки» (задача – отгадать, о каких журналах идет речь в загадках), пресс-марафон (задача – назвать наибольшее количество периодических изданий на заданные буквы), пресс-мозаика (задача – из паззлов составить названия периодических изданий).
А в фойе библиотеки был организован интерактивный кардмейкинг – изготовление открыток ручной работы. Ребята создавали открытки на тему чтения и библиотеки. Подручными материалами были вырезанные слова, картинки, стихи из журналов. Готовые открытки составили выставку, посвященную Дню библиотек.
В зале электронной информации состоялась презентация устройства для чтения электронных книг e-book. Молодые люди узнали о возможностях и преимуществах новинки, в которую при большом желании можно закачать около 100 тысяч различных печатных и аудио-книг.
В течение дня на импровизированном «Читательском заборе» в фойе библиотеки принимались пожелания, замечания и предложения от всех читателей. Здесь же сладкоежки угощались конфетами с афишками-впечатлениями о книжных новинках. В фойе молодежь могла познакомиться и с итогами проведенного КРЮБ социологического опроса «Неформальный диалог», призванного определить степень комфортности библиотеки для ее читателей. Информация на стенде была выложена в виде своеобразной экскурсии по исследованию. Свои мысли и чувства о библиотеке молодые люди могли выразить, заполнив лепестки «цветка пожеланий», К концу демонстрации стенда цветок заметно оброс лепестками, что очень порадовало – значит, есть неравнодушные, идущие на контакт с библиотекой ребята!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПРИМЕРЫ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ СТАТЬ ЧАСТЬЮ БИБЛИОТЕЧНОЙ АКЦИИ
«Бенефис читателя». В переводе с французского «бенефис» означает спектакль в честь одного или нескольких его участников. В библиотеке это комплексное мероприятие, направленное на укрепление авторитета лучших читателей. Включает в себя знакомство с биографией читателя, его книжными пристрастиями, с выставкой книг из домашней библиотеки и т.д. Необходимо показать роль книги в его судьбе, в становлении личности, в овладении знаниями. Сопровождает бенефис книжная выставка «Мои любимые книги».
«Библиокафе» (или книжное кафе) — игровой вариант информационной работы со старшеклассниками. Вывеска в стиле ретро, библиотекари — метрдотель и официантка. В меню — духовная пища фактов: «Новости свежие» из газет и журналов, ассорти «Путь к успеху», десерт «Бестселлер по …» (автору). «Меню» каждая библиотека составляет в соответствии со вкусами своих читателей и периодически обновляется.
«Библиомарафон» — это комплекс мероприятий (акции, презентации, конкурсы и т.д.), популяризирующих фонды библиотек по определенной теме, юбилейной дате, по выявлению лучших читателей. Может проходить в несколько этапов, в течение длительного времени. Дети могут получать библио-фишки за участие в книжном марафоне.
«Библиоперфоманс» (от англ. performance – «представление, спектакль») — это форма современного искусства, где произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. Он объединяет возможности изобразительного искусства и театра. Например, в библиотеку для проведения мероприятия приглашаются ребята из школы-студии Дома детского творчества. Они одеты в костюмы сказочных героев: Хозяйки Медной горы, Данилы-мастера, Золушки, Белоснежки и Пьеро. И сказка оживает вместе с ожившими литературными героями, создав тем самым библиотечный перфоманс. Маленькие читатели по описанию угадывают каждого героя, отвечая на вопросы викторины по этим литературным произведениям.
Еще пример: библиоперфоманс «Англия: туда и обратно». Мероприятие посвящено году Британской культуры в России. В ходе акции разыгрываются призы (настольные игры). В рамках мероприятия предусмотрены квесты по мотивам произведений Конан Дойла. Литературные аукционы по сюжетам произведений английских писателей-фантастов, литературная мафия по «Восточному экспрессу» Агаты Кристи. Актер кукольного театра читает стихи и рассказы английских юмористов, проводится интеллектуальный ринг для настоящих джентльменов, а также выступление волынщика, брейк-данс. Чай и овсяное печенье знатокам английского языка и многое другое.
«Библиотечный бульвар» — мероприятие, проводимое на улице с целью рекламы книги и чтения.
«Библиотечный журфикс» — это встречи с интересными людьми самых разных профессий в определенный, заранее установленный день недели, сопровождаемые широкой рекламой.
«Библиофреш» — (от англ. fresh — «свежий») — библиографический обзор новинок. Дегустация литературных новинок — информирование о вновь поступившей в библиотеку литературе в кулинарном стиле.
«Дискуссионные качели». В основе «дискуссионных качелей» лежит дискуссия. Суть этой формы состоит в имитации раскачивающихся качелей: чем сильнее толчок (аргумент), тем выше взлет «качелей». Это могут быть две группы учащихся, расположившихся друг против друга. После того как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывают суждения по предложенному вопросу — «качели» начинают свое движение. Возможен вариант «дискуссионных качелей», при котором каждая из групп выбирает определенную роль, позицию — «за» и «против» аргумента ведущего. «Оптимисты» и «пессимисты». Например: «Я не боюсь говорить правду, потому что...» — начинает одна сторона. «А я боюсь говорить правду, потому что...» — отвечает другая сторона.
«Гурман-вечер любителей… жанра» — вечер, посвящённый определённому жанру литературы, подготовленный с учётом подчеркивания лучших сторон данного жанра.
«Звездопад поэтический» — мероприятие, посвящённое шедеврам поэзии или популярным поэтам, требующее чтения стихов.
«Квест» (от англ. quest — «поиск, предмет поиска»). Это интерактивная приключенческая игра, участники которой перемещаются по пунктам, находят и выполняют задания в рамках общего сценария. Это игровой маршрут, каждый из пунктов которого таит в себе загадку или препятствие, которые маленьким игрокам необходимо решить или преодолеть. А те, кто доберется до финиша — смогут узнать главную тайну и получить за это супер-приз!
«Книжное дефиле» — торжественный проход по сцене, подиуму участников в ярких, красивых костюмах литературных героев. Модели для книжного дефиле подбираются под впечатлением сюжетов и образов художественной литературы и отражают творчество конкретного писателя, либо конкретное литературное произведение. Возможно дефиле обложек книг.
«Книжные жмурки». Библиотекарь предлагает детям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плотной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает. За смелость — получает приз. При возврате книги рекомендуется побеседовать с ребенком о прочитанном. Эта форма работы позволяет оживить интерес читателей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.
«Книжный аукцион» — каждый участник представляет по одной ранее прочитанной книге так, что бы у присутствующих появилось желание её прочесть. Выигрывает тот, кто набрал больше голосов участников.
«Книжный дресс-код» — форма массового мероприятия, на котором презентуют именно те книги, которые можно считать обязательной составляющей имиджа современного человека.
«Комильфо-вечер» — (вечер хороших манер) — вечер, посвящённый этикету.
«Литературная печа-куча». Печа-куча (яп. ペチャクチャ, «болтовня») — это методология представления кратких докладов, специально ограниченных по форме и продолжительности на неформальных конференциях.
Литературная печа-куча проходит в традиционном формате: участники готовят доклады, дополняя их красочными презентациями из 20 слайдов. Время для показа одного слайда и его комментария — всего 20 секунд, и в сумме выступление каждого оратора длится не более 6 минут 40 секунд. После каждого рассказа слушатели могут поделиться своим мнением или задать вопрос. Доклады следуют один за другим.
«Литературный суд». Вид читательской конференции. Это сюжетно-ролевая игра, имитирующая судебное заседание. Участники распределяют роли судьи, защитника, прокурора, судебных заседателей, потерпевших, обвиняемых и свидетелей. Подсудимым может быть какой-либо литературный герой.
«Литературная ярмарка» — комплекс небольших, но разноплановых мероприятий, которые проходят одновременно. Это могут быть викторины, конкурсы, встречи с интересными людьми, ролевые игры, номера художественной самодеятельности, розыгрыши призов.
«Ток-шоу» — мероприятие, в ходе которого на обсуждение выносится какой-либо вопрос. Участникам предлагается обсудить несколько жизненных ситуаций, разыгранных актерами. Библиотекарь руководит обсуждением. Цель — нравственное воспитание читателей.
«Феерия» — представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами. Волшебное, сказочное зрелище.
«Флешбук» — презентация или знакомство с интересными книгами с помощью цитат, иллюстраций, личных переживаний и другой информации о книге.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ПРИМЕРЫ НАГЛЯДНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРЫЕ МОГУТ СТАТЬ ЧАСТЬЮ БИБЛИОТЕЧНОЙ АКЦИИ
«Библиотечный квилт» — информационный стенд, состоящий из отдельных частей-лоскутов. Тематика библиотечных квилтов разнообразна: правовое информирование населения, СПИД, рукоделие, исторические события и др.
Например: «Алкоголь: иллюзия свободы». На стенде представляется различная информация о влиянии алкоголя на организм человека. В течение месяца среди читателей библиотеки проводится опрос «Стоит ли мерить жизнь миллилитрами?» Стикеры с ответами читателей и информация, представленная библиотекарями, образовывает узор лоскутного полотна на информационном стенде.
«Буктрейлер» — это небольшой видео-ролик, который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует её содержание. Очень похож на трейлер к кинофильму. Выполняя свою основную задачу — представляя читателю книги и пропагандируя книгочтение — в мировом культурном сообществе, буктрейлеры превратились в отдельный самобытный жанр. Продолжительность буктрейлера не более 3-х минут.
«Криптограмма» — зашифрованное сообщение для читателей. Это может быть имя писателя, название произведения и пр.
«Филворд для детей». Филворд, или Венгерский кроссворд, представляет собой прямоугольное (но бывает и произвольной формы) поле, в котором все слова уже расставлены. При этом они идут без разрывов, но могут ломаться в произвольном направлении (исключая диагональное). Каждая буква принадлежит только одному слову. Задача отгадывающего, отгадать слово и вычеркнуть его из сетки. Часто, для еще большего упрощения задачи, количество букв в слове-ответе сообщается в скобках после определения.
«Экран прочитанных книг» отслеживает динамику чтения детей или молодежи. На стенд-экран, рядом с изображением рекомендуемых книг, читатели прикрепляют свою фотографию после ее прочтения.
Источники:
1. Виды и формы мероприятий в библиотеке [Электронный ресурс] / сост. И. М. Работа. – Режим доступа: http://krilovbibl.ucoz.ru/publ/metodi-ko_bibliograficheskie_materialy/vidy_i_formy_meroprijatij_v_biblioteke/2-1-0-74 (дата обращения: 10.10.2016).
2. Выропаева, Н. Нужны ли социальные акции, или Рязань охватила «КнигоМания»? / Н. Выропаева // Книжная индустрия. – 2012. – № 7. – С. 19–20.
3. Домаренко, Е. В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки : науч.-практ. пособие / Е. В. Домаренко. – Москва: Либерея-Бибинформ, 2006. – 80 с.
4. Искусство привлекать: метод. рекомендации в помощь организации и проведению библиотеч. акций // ГУК «Библиотечная сеть Кричевского района»; отдел библиотечного маркетинга; [сост. Е. Н. Москалева, ред. В. В. Стебихова, отв. за выпуск В. Н. Бачкова]. – Кричев, 2016. – 40 с.
5. Ковальская, Н. Искусство создавать событие: уличная акция в планах и в жизни / Н. Ковальская // Библиотека. – 2014. – № 3. – С. 39–44.
6. Кулешова, С. Ю. Методические рекомендации по проведению акции «Библионочь-2014» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // academia.altlib.ru/.
7. Методика организации работы общедоступных библиотек в сфере культурно-досуговой деятельности : метод. рекомендации / Курск. обл. науч. б-ка им. Н. Н. Асеева, науч.-метод. отдел ; [сост. Е. О. Хмелевская]. – Курск, 2015. – 79 с.
8. Мисина, Н. Массовое мероприятие / Н. Мисина // Новая библиотека. – 2012. – № 12. – С. 35–43.
9. Олзоева, Г. К. Массовая работа библиотек : учеб.-метод. пособие / Г. К. Олзоева. – Москва: Либерея-Бибинформ. – 2006. – 120 с.
10. Путешествие по Книжному океану : метод. рекомендации для муницип. дет. библиотек по проведению квест-игры / БУКОО «Библиотека им. М. М. Пришвина» ; [сост. А. Г. Ноготкова]. – Орел, 2013. – 36 с.
11. Современные формы популяризации художественной литературы в библиотеках: конкурсы, игры, квесты, мультимедиа, акции, летние читальные залы» (2015 – Год литературы) : дайджест прессы / МБУК НЦБС, ОМО; сост. А. В. Корецкая. – Новочеркасск, 2015.
12. Якубов, Э. Н. Международная акция как пример краудсорсинга / Э. Н. Якубов // Современная библиотека. – 2012. – № 8. – С. 22–25.
13.Методические материалы Библиотеки Комсомольска МУК «Городская Централизованная Библиотека «Акции в библиотеках». Электронный ресурс: режим доступа – https://www.kmslib.ru/akcii-v-bibliotekah
14.«Методическая разработка: Технология проведения библиотечной акции» МУК ЦБС города Краснодара, 2016
15.Библиотека им. Горького – «Наш методпортфель: Формы библиотечных мероприятий». Электронный ресурс, режим доступа: http://www.gorlib.ru/
16. Методическая консультация «Играем-квест в библиотеке» – электронный ресурс, режим доступа: http://bibliom.ru/wp-content/uploads/Играем-квест-в-библиотеке.-Методическая-консультация.doc
17. Инновации: электронный ресурс – режим доступа: http://страна-читалия.рф/?f_n=46
Составители: А. К. Яценко, ведущий методист, Н. В. Иванова, зав.отделом библиотечного маркетинга и инноваций
https://ulyanovbib.blogspot.com/2019/03/blog-post.html
Немає коментарів:
Дописати коментар