вторник, 3 марта 2015 г.

Играем КВЕСТ в библиотеке: Методико-библиографическая консультация

В данной консультации собран, использован и проанализирован опыт участников и организаторов квестов, -
не компьютерных, а живых игр.

В первую очередь изучались опыт проведения квестов в библиотеках
и молодежных объединениях, материалы разработок игр-уроков педагогов, преподавателей разных предметов.
В разработке методики  квеста  очень помог материал блога «Библио-S-путник» МКУК библиотеки им. А. С. Пушкина, г. Саров Нижегородской области, «Библиотечный квест. Наш вариант».
И, конечно, материалы специализированных сайтов Интернета

 Оглавление

1.          Что такое квест?.. 
1.1.     Разновидности  квестов.. 
1.2.     Смысл, цели и задачи «живого» квеста..
1.3.     Преимущества живого квеста в библиотеке.. 
2.          Методика организации и проведения квеста в   
         библиотеке.. 
2.1.   Подготовка.. 
2.2.     Сценарий.. 
2.3.     Проведение игры.. 
Библиография
.. 8
  

  1. Что такое квест?
(использован материал из Википедии — свободной энциклопедии)


Квест  (калька с англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»).

     В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей (например, миф о Персее или даже 12 подвигах Геракла). Обычно во время этого путешествия героям приходится преодолевать многочисленные трудности и встречать множество персонажей, которые помогают либо мешают им. Герои могут выполнять квест как из личной выгоды, так и из других мотивов. Выполнение  некоторых  квестов  связано с решением нравственно-этических задач. Большую популярность подобные сюжеты получили в рыцарских романах, в частности, один из наиболее знаменитых квестов рыцарей Круглого Стола — поиски Святого Грааля.

     Особенно активно этот прием используется в жанре фэнтези. Так как этот жанр тесно связан с ролевыми играми, то термин перекочевал в игры, немного изменив свой смысл.

·                     Квест — компьютерная игра-повествование, в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач. Само название «квест» (англ. quest) было именем собственным и использовалось в названии компьютерных игр, разработанных компанией Sierra On-Line: King's Quest, Space Quest, Police Quest. В 1990-х годах приключенческие игры были весьма популярны, в том числе в России, где за ними закрепился и стал именем нарицательным термин «квест»;

·                     Квест  — задание в компьютерной ролевой игре, которое требуется выполнить персонажу (или персонажам) для достижений игровой цели. После выполнения вы получаете опыт, деньги, репутацию, вещи, одежду, оружие и т. д. Чаще всего квесты представляют собой задание пойти куда-то в определенное место (не всегда указанное) и убить определенное количество монстров. 

·                     Квест  — задание в настольной ролевой игре, которое мастер даёт команде персонажей. «Основным квестом» также называют сюжет ролевых игр, а также основной сюжет некоторых фэнтезийных литературных произведений, например «Властелин колец» Толкина и «Последнее паломничество» Саймака;

·                     Квест — интеллектуально-экстремальный вид игр на улицах
            города и за его пределами:
DozoR - международная сеть интеллектуальных активных городских игр (classic.dzzzr.ru)
Encounter - международная сеть активных городских игр en.cx
City Quest (CQ) — интеллектуально-развлекательный вид игр в пределах города;
Форт Байярд и др.

·                     Квест — вид салонных детективных игр, предназначенных для
            широкой аудитории.


1.1.    Разновидности  квестов


    В компьютерных играх традиционно популярны текстовые и графические квесты.
  • Текстовые приключения
Первые приключенческие игры —  Colossal Cave Adventure,  Охота на Вампуса  и коммерческая Zork — были текстовыми. С развитием компьютерной техники и графических подсистем текстовые игры были вытеснены более наглядными и удобными в управлении графическими квестами.
  • Графические квесты
Первые графические квесты появились ещё для 8-битных домашних компьютеров в начале 1980-х. Однако по-настоящему «графическими» они стали лишь в тот момент, когда произошёл отказ от текстового интерфейса и переход к так называемому «point-and-click» (то есть управлению с помощью указателя посредством стрелок клавиатуры, джойстика или мыши), появившемуся в 1985.

Следующие разновидности и элементы квестов
могут быть использованы не только в компьютерных играх, но и в проведении игр на открытом пространстве или в помещении.

 

  • Современные приключенческие игры
Отказ от сложных головоломок и долгих раздумий в пользу быстро сменяющихся действий способствовал играм такого рода в дальнейшей популяризации этого жанра.
      Отличительной чертой данного направления является атмосферность, заставляющая игрока погрузиться с головой во вселенную игры, будь то таинственный дом, полный ужасов, заброшенная научная лаборатория или город-призрак.

 

  • Головоломки
Смысл этого подвида квестов - сбор предметов и их использование. Также могут понадобиться исследования, чтения оставленных случайных сообщений и сборка
различных, нередко абсурдных как по виду, так и по функциональности, механизмов.

 


  • Покинуть комнату
Основная цель игры этого поджанра  — найти выход из запертого помещения.

 

  • Приключенческий боевик
Популярнейшей на сегодняшний день разновидностью приключенческих игр является жанр приключенческого боевика, сочетающий в себе выполнение  задач, основанных на реакции и  рефлексах  игрока, с решением головоломок, традиционных для игр в жанре квеста.

      Сегодня для любителей квестов в Интернете  большое поле выбора как в компьютерных играх, так в и «живых» квестах.

o   Живые квесты - это новый вид досуга, напр.:
сюжетные детективные игры на 10-30 человек с интригующим сюжетом и простыми правилами, проходящие в кафе, дома и т.п.

     Идея такого развлечения пришла из Америки и Европы, где распространены «Murder Mystery Games», салонные детективные игры. Наиболее близкий аналог в России — так называемые «кабинетные игры».
     Некоторые любители квестов считают, что от российской игры «Мафия» живые квесты отличаются  детально проработанным сюжетом, возможными индивидуальными целями и задачами для каждого игрока.         
     В салонной детективной игре каждый игрок получает маленький буклет с описанием своего персонажа — например, владельца фабрики, режиссёра фильма или известной актрисы — и становится одним из героев детективного сюжета. В процессе игры он действует от имени своего персонажа и руководствуется целям, указанными в буклете.
     В таком квесте цели у всех разные — кто-то хочет найти убийцу, кто-то — заработать больше денег, кому-то выгодно, чтобы убийцу не нашли, а кто-то пытается воспользоваться обстоятельствами и повернуть всё в свою пользу.          
      
       В ходе игры можно как собираться вместе, обсуждая различные версии произошедшего, так и в стороне от посторонних ушей обмениваться своими догадками с теми, кому доверяете и считаете союзниками.
  
     Здесь самое ценное — это информация. Чем её больше у игрока, тем проще ему будет найти преступника и выполнить стоящие перед ним задачи.

Таким образом, есть возможность:
  • попробовать себя в новом образе
  • получить массу эмоций от неожиданных поворотов сюжета
  • использовать методы психологии для разгадок мотивов противников
  • научиться пользоваться логикой и интуицией для решения загадки, импровизировать по ходу игры, блефовать и выходить из сложных ситуаций, искать новые ходы
  • познакомиться с новыми интересными людьми.

     Или же живой квест может быть разновидностью  активной игры в городе или в помещении, направленной на выполнение различных задач в виде поисков места, предмета, кода/ключа, с  преодолением физических препятствий и т.п.


1.2.    Смысл, цели и задачи «живого» квеста


Смысл  – развлечься и получить знания и удовольствие, проверить себя.

Цель
ü  найти код/ключ, который поможет перейти к другому заданию
ü  выполнить задание, чтобы получить баллы  или  время для суммированной победы.

Задача  – играть честно, соблюдая правила, выполняя все задания.

  

1.3.     Преимущества живого квеста

в библиотеке


  • Позволяет лучше познакомиться с библиотекой и ее фондами (возможно, с услугами), так как сценарий носит тематический характер и привязан к зданию  и/или  территории библиотеки.

  • Интеллектуальные этапы позволяют вспомнить произведение, писателя и развить эрудицию
и проявить находчивость.

  • Квест в команде помогает лучше узнать друг друга
в условиях необходимости принятия быстрых и адекватных решений.

  • Спортивные и активные этапы позволяют совместно пережить эмоциональные всплески, что психологически сближает участников события.

  • Игровые задания вызывают массу позитивных эмоций и радостных воспоминаний, способствуют развитию коммуникации участников.

2.   Методика организации и проведения квеста в библиотеке

      Основной упор проведения мероприятия в библиотеке должен быть на книгу, чтение  и  первоисточник, а также на возможность  добычи  и использования найденной информации.

Ø  Придумывается идея/тема.

Ø  Готовится концепция и стратегия игры.

Ø  Намечается примерный сценарий, легенда.

Ø  Организационная группа, как правило, возглавляемая методистом, информирует о принятых решениях коллектив.

Ø  Принимать участие в квесте, по возможности, должны все библиотекари (это сплачивает коллектив для решения единой задачи).

Ø  На местах, в отделах сотрудники детализируют маршруты, предлагают своё развитие сюжета, варианты заданий.

Ø  Задания должны быть многовариантные
               (на различные возрасты, а также интеллектуальные,
               познавательные, ориентирующие, активно-развлекательные).
          Желательно не менее 3-х заданий на отдел.

Ø  Все предложения стекаются в Орггруппу, которая редактирует их и объединяет в одно развитие действия, предлагая переходы от одной точки к другой.

 Ø  Желательно провести несколько репетиций квеста для проверки маршрутов, возможной сложности прохождения заданий, на время их выполнения.

Ø  После проведения квеста - подведение итогов и «разбор полетов» для исправления ошибок в будущем.


2.1.    Подготовка

- Использоваться должен каждый «уголок» библиотеки.

- Продумывается оформление, в том числе, музыкальное,   
  звуковое /шумовое, костюмы.

- Готовятся карты /маршруты, задания, мастер-классы,
  реквизит.

- Ставятся выставки (интерактивные, инсталяции,  электронные)
o     выставка-портрет героя или автора
o     выставка-погружение в эпоху, время действия сюжета
o     выставка-викторина, выставка-игра
o     выставка–подсказка
o     выставка-цитата
o     выставка-карта

- Проводится рекламная акция (сми, Интернет, печать – афиши,
   флаеры…,   индивидуальные приглашения).

- Приглашаются социальные партнеры, в том числе,
  потенциальные.

- Ищутся возможные спонсоры.


Участники
ü  организаторы
ü  мастера /агенты/ хранители/ свое название (те, кто выдает и проверяет исполнение заданий)
ü  команды (организованные или спонтанно созданные) или индивидуальные игроки

Опознавательные знаки
ü  для организаторов – бейджи
ü  для игроков – название команды, отличительный знак (повязка, значок, наклейки и т.д.)


Ø  Возможные призы:
o    спецппризы (от спонсоров)
o    книги, диски  (по теме квеста)
o    магниты, брелки, ручки, блокноты и т.п. (желательно  
отражающие тематику квеста или фирменные от библиотеки)
o    может быть один большой приз на команду-победительницу,
напр.:  торт

Ø  Бонусы:
o   новая книга вне очереди, книга из читального зала
o   фотографирование в костюмах, с героем и т.п.

Ø  Информация, фото и комментарии участников квеста могут быть опубликованы в СМИ без согласования с игроками / организаторами.

  

2.2.     Сценарий


    Сценарий объединяет сюжетными линиями точки,
в которых выполняются задания, учитывая штрафы или бонусы для команд или отдельных игроков.
     Некоторые идеи можно подчерпнуть не только в живых квестах, но и в маршрутах и заданиях компьютерных игр, где  в сюжете фигурируют библиотека или книги.

Ø  Выбирается образ/ тип прохождения игры:
o    театрализация
o    экскурсия
o    строго по маршруту / свобода выбора маршрута
o    комбинированный, объединяющий несколько вариантов

Ø  Определяется сюжет игры, который  может быть сквозным и/или объединен и/или героем, автором, событиями, хронологией  времени, а также местом

Ø  Вариант: каждая точка может быть с локальным (отдельным) заданием/уровнем, объединенным лишь конечной целью (найти артефакты, получить бонус / баллы, собрать часть пазла и т.п.).

Готовятся задания:

ü  интеллектуальные
(вопросы на знание текста в виде ребуса, кроссворда, головоломки, разгадки закодированного буквенного или числового текста  и  т.д.)

ü  ориентировочные
(пройти по чему-либо, найти выход по карте, найти подсказку, напр.:
в определенной книге,  или место /здание /предмет  на карте или
в реале  и  т.п.)

ü  технические  (собрать что-либо, напр., в технике оригами)




ü  спортивные  (попасть в цель, добежать и т.п.)

ü  творческие  (нарисовать, напр., персонаж)

ü  комбинированные  (из разных предыдущих)


Бонусное задание – необязательное, но дает дополнительные очки или время.


Подсказки – помощь в прохождении заданий могут быть
ü  в наводящих вопросах
ü  в ответе на дополнительные вопросы
ü  в ответе на загадки
ü  в ответе на страницах книги, по которой проводится квест
ü  в специально сделанных файлах/презентациях на компьютере
ü  (если совсем ничего не знают) – в Интернете

  

2.3.    Проведение игры


Условия игры

ü  игра начинается одновременно для всех участников

ü  все имеют равные шансы на победу

Ø  Перед началом игры обязательно напомнить о правилах техники безопасности (не бегать по лестницам, напр.)
            для усиления эффекта от прохождения игры
            по приключенческим квестам возможен приём, где каждый    
            игрок перед началом игры ставит подпись, подтверждая тем
            самым, что он с регламентом ознакомлен и в ходе игры он сам
            несёт ответственность за себя, своё здоровье и благополучие.

Ø  Старт  игры начинается с озвучивания  легенды, где уже могут быть подсказки
            особенно это важно для  исторических, литературных,
            географических и т.п. квестов.

Ø  Далее следует объяснение условий игры.

Ø  Объяснение движения по маршрутам или раздача маршрутных листов
            возможны различные варианты: зачетная книжка, карта, картинка  
            для сбора пазла и т.п.

Ø  Маршрут  должен соответствовать  определенной теме:
o    - исторический материал
o    - литературный
o    - маршрут по малоизвестным достопримечательностям города    
  и т.д.
                  возможен выбор участниками из разных предложенных
                  маршрутов, но старт и финиш должен быть единым



Ø  Контроль прохождения заданий/ уровней участниками
на каждой точке - отметка в карте, путевом листе, карточке участника и т.п. – ставится время, балл и т.д.
  
Ø  Возможно применение штрафных санкций за нарушение маршрута, неукладывание во время прохождения точек и т.п.

Ø  Штрафы могут быть в виде дополнительных вопросов, исполнения заданий, начисление/отнимание очков и т.д.

Ø  Финиш возможен вариативный:
o    появление  последней команды на конечном пункте и 
      дальнейший подсчет баллов, очков или  времени
o    до окончания установленного времени
o    появление первой команды, прошедшей весь маршрут и выполнившей все задания правильно

Ø  Награждение победителей и участников, выполнивших все условия и пришедших первыми  или  заработавших большее количество баллов и т.д.


Веблиография  

  1. Алексаненкова М. В. Театральный квест / М. В. Алексаненкова, О. И. Окулова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/629703/
  2. Балукова Е. О. «Инфо-квест» и «Инфо-квестик» Издание: Филевский парк. – 2011. – № 06(15) / Балукова Е.О. – Режим доступа: http://www.cbskiev.ru/2011/1194-l-r-l-r
  3. Белова Галина. Библиотечный квест / Галина Белова. - Режим доступа: http://bibliobred.blogspot.ru/2010/08/blog-post_30.html
  4. Библиотечный квест «Дорогами Катанова». - Режим доступа: http://xn--90a6an.xn--80aaac0ct.xn--p1ai/news/47.html
  5. Библиотечный квест «Путешествие Кролика-Книголюба» по ночной библиотеке. - Режим доступа: http://ksob.spb.ru/news/36/
  6. Библиотечный квест «1812 год». - Режим доступа: http://vk.com/event39166076
  7. Библиотечный променад – Игра в формате сити-квест «Из прошлого в будущее». - Режим доступа: http://www.kungurlitera.ru/literaturnye-prazdniki/253-2011-09-24-18-09-26.html?start=5
  8. БОЛЬШОЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ КВЕСТ. - Режим доступа: http://biblio-novichok.livejournal.com/4146.html
  9. Борисова Л. Квест «Куда бы нас мечты не завели, дорога приведет к родному дому…» / Лариса Борисова. - Режим доступа: http://ahtuba-biblioteka.ru/news/kvest/2012-06-05-29
  10. В Петербурге стартует первый общегородской библиотечный квест. - Режим доступа: http://www.iskusstvo.tv/News/2012/11/21/v-peterburge-startuet-pervyi-obschegorodskoi-bibliotechnyi-kvest
  11. Всё о квестах. Сайт о квестах и адвенчурах. - Режим доступа: http://questzone.ru/
  12. Егорова А. Библиотека как развивающая среда нового поколения (гостевой пост) / А. Егорова. – Режим доступа: http://murmansk-nordika.blogspot.ru/2012/10/blog-post_1439.html
  13. Елисеева Ан. Экскурсия-квест в Петропавловской крепости 
  14. "В поисках волшебного Грааля" / Елисеева Анастасия. НЭП: Небанальные Экскурсии и Путешествия. – Режим доступа: http://www.otkroi.spb.ru/kvest_Petropavlovka
  15. Игра-квест "Спаси библиотекаря!" [регистрация в социальной сети «ВКонтакте»]. – Режим доступа: http://vk.com/spasibibl
  16. Как создать веб-квест. - Режим доступа: http://uwle4enia.ucoz.ru/publ/uchitelju/kak_sozdat_veb_kvest/5-1-0-6
  17. Капризка и сказки. Литературный квест : Мультимедийная анимационная интерактивная литературная игра. – Режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1497858
  18. Карасева Е. Квест – игра в библиотеке??? Да! / Е. Карасева. – Режим доступа: http://metodisty.rgdb.ru/articles/2834
  19. Квест – активные экстремальные и интеллектуальные игры. – Режим доступа: http://quest.ua/
  20. Квест в библиотеке. – Режим доступа: http://childbibl.blog.tut.by/2011/11/14/kvest-v-biblioteke/
  21. Квест-технология. Что такое образовательный веб-квест? – Режим доступа: http://project.457spb.ru/p8aa1.html
  22. Квесты для детей. – Режим доступа: http://www.jam-ru.ru/childrens-holidays/detkvest 
  23. Квесты для целого класса школьников. - Источник
  24. Кирсанова Елена Ивановна. Итоги историко-литературной квест-игры "Таганрог - неразгаданный город России" / Е. И. Кирсанова. - Режим доступа: http://detlib-tag.ru/metodrec_kvest.html
  25. Кирсанова Елена Ивановна. Литературно-историческая игра-поиск (квест) как метод и средство эффективного взаимодействия с подростками в библиотеке / Е. И. Кирсанова. - Режим доступа: http://www.rodb-v.ru/adults/librarians/publication_of_routines/childhood/literaturno_istoricheskaya_igra_poisk_kvest_/index.php?sphrase_id=784
  26. Книжный квест [веб-квест]. – Режим доступа: http://bookmix.ru/quest/
  27. [Компьютерная игра] Квест 4. Книга Легенд / Автор — einwill. – Режим доступа: http://help.ordenmira.ru/quests/quest04.htm
  28. Прохождение квеста. – Режим доступа: http://heroes- online.ucoz.ru/blog/kvest_4_quot_kniga_legend_quot/2012-05-05-5
  29. Костенко Е. Хоррор-квест "После заката: сумерки в библиотеке" : Игра-экскурсия по библиотеке для юношества / Е. Костенко. – Режим доступа: http://anivalib.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=225:-q-q&catid=8:newss&Itemid=1
  30. Здесь же: скачать сценарий. 
  31. Лапченко О. Н. Библиотечный квест / О. Н. Лапченко. - Режим доступа: http://moi-krai.info/sotsium/4713/
  32. Лисина Марина. Литературный квест / М. Лисина. – Режим доступа: http://www.philfak.ru/3090
  33. Милёшкина Кс. Июль 2011. Ночь в библиотеке: [квест по литературным жанрам] / Кс. Милёшкина // Омские муниципальные библиотеки. - Режим доступа: http://www.lib.omsk.ru/csmb.php?page=bems-07-11-10
  34. Мишина А. Краеведческий квест в библиотеке : [фотоочерк] / А. Мишина. – Режим доступа: http://nlampa.blogspot.ru/2013/05/blog-post_22.html
  35. Низовцева М. Н. «Литературный квест» – идти в ногу со временем / Маргарита Николаевна Низовцева. – Режим доступа: http://chtenie-21.ru/konf2/prog/7184
  36. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся / Н. В. Николаева. - Режим доступа: http://schools.keldysh.ru/labmro/do2003/lib/vl-4.htm
  37. Литературный квест «Километры строк». – Режим доступа: http://www.avextur.ru/node/78
  38. Плохотник Т. Библиотечный квест. Наш вариант /Т. Плохотник. – Режим доступа: 
  39. http://vpereplete.blogspot.ru/2012/05/blog-post_30.html#more
  40. Романцова Ю. В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся / Ю. В. Романцова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513088/
  41. Технология веб-квеста : [презентация = описание слайдов]. – Источник 
  42. 13 января 2012 года. Литературный Квест на Старый Новый год. – Режим доступа: http://toropec.tverlib.ru/node/66
  43. Что такое живые квесты // Qestoria : Живые квесты – сюжетные игры в кафе. - Источник
  44. Экскурсия-приключение "городской квест". – Режим доступа: 
  45. http://www.avextur.ru/content/ekskursiya-priklyuchenie-gorodskoi-kvest
  46. Quest Event Network. – Режим доступа: http://www.kbect.com/event_slovar/quest

Видео
Литературный квест / Телеканал «ПРОСВЕЩЕНИЕ». Телепроект: «КНИЖНАЯ ПОЛКА». – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=36Bjo8lm488

Поиск видео по теме «Квест и книги»

Саров, 2013
Отправить комментарий
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...