Роман "Ложится мгла на старые ступени" решением жюри конкурса "Русский Букер" признан лучшим русским романом первого десятилетия нового века. Выдающийся российский филолог Александр Чудаков (1938-2005) написал книгу, которую и многие литературоведы, и читатели посчитали автобиографической - настолько высока в ней концентрация исторической правды и настолько достоверны чувства и мысли героев. "Новая газета"
Первое, что поражает при знакомстве с эти произведением- название. Очень лирическое, я бы сказала- не для романа, но начинаешь читать, окунаешься в кристальную ясность прозы и понимаешь уместность именно такого названия. Весь роман-идиллия (так определял жанр сам автор) пронизан очень тонким настроением. Книга написана настолько легко, свободно, с одной стороны, возникает ощущение вечернего разговора за кухонным столом, с другой - роман написан таким вкусным русским языком, которого я давно уж не встречала. Явно проступают традиции классической русской литературы: толстовская «жизнь семейная» и пушкинская «энциклопедия русской жизни». Чувствуется, что Чудаков был филологом, крупнейшим специалистом по Чехову, великолепным стилистом.
Единственное, что несколько затруднит восприятие неподготовленного читателя- отсутствие сюжета как такового. Здесь нет единой лини повествования: временные пласты причудливо перемешаны, к одному и тому же эпизоду автор может возвращаться по нескольку раз, может вести повествование то от первого, то от третьего лица. Нет в романе ни явного конфликта, ни катарсиса, плывешь по тексту как по полноводной реке в тихий день.
Единственное, что несколько затруднит восприятие неподготовленного читателя- отсутствие сюжета как такового. Здесь нет единой лини повествования: временные пласты причудливо перемешаны, к одному и тому же эпизоду автор может возвращаться по нескольку раз, может вести повествование то от первого, то от третьего лица. Нет в романе ни явного конфликта, ни катарсиса, плывешь по тексту как по полноводной реке в тихий день.
Увлекательный рассказ о жизни в дореволюционной и послереволюционной, довоенной и послевоенной России сменяется не менее увлекательными рассуждениями – о жизни и судьбе. Автор вспоминает, рассказывает, делится, он виден в каждой строчке. Он настолько открыт, что иногда становится немного неудобно, как-будто подглядываешь за чьей-то жизнью. В целом в книге проскальзывает невыразимая легкая грусть, ностальгия по царской России, образованной, воспитанной, в противовес нелогичной, жестокой, быдловатой советской действительности середины прошлого века. И как красиво это изображается - ягодицы становятся храпесидиями, этикет соблюдается до самого незначительного прибора, беседы ведутся интеллигентно и на нескольких языках.
Такого количества интеллигенции на единицу площади Антону потом не доводилось видеть нигде.Жизнь городка Чебачинска, этой Мекке ссыльных, была полна превращений: профессор переквалифицировался в печника, а историк в землекопа. Этот самый историк укорачивал свои штаны на заплаты, заправляя их в сапоги, а дети не верили, что на свете существует кукла с закрывающимися глазами.
— Четвёртая культурная волна в Сибирь и русскую глухомань, — пересчитывал отец, загибая пальцы. — Декабристы, участники польского восстания, социал-демократы и прочие, и последняя, четвёртая — объединительная.
— Прекрасный способ повышения культуры, — иронизировал дед. — Типично наш. А я-то думаю: в чём причина высокого культурного уровня в России?
Честная бедность — всегда бедность до определенных пределов. Здесь же была нищета. Страшная — с младенчества. Нищие не бывают нравственными.
И хотя автор избегал явных обличений, все хорошие люди в романе антисоветские, а все плохие - порождение как раз власти да революции. Страшно думать, что так было на самом деле. И не хочется думать, что Чудаков получил Букер на пике волны ругательных настроений.
Но, честно говоря, даже некая спекулятивность темы уходит на второй план, потому что на первом - образ Деда, образ, который не может не восхищать.
Но, честно говоря, даже некая спекулятивность темы уходит на второй план, потому что на первом - образ Деда, образ, который не может не восхищать.
Человек, который не жаловал нелюбознательных и ленивых, а способным и жадным до учения отдавал всего себя. Который знал, казалось бы, всё обо всём, помнил это и щедро делился знанием и умением с окружающими. Человек, который не терпел лжи и фальши, который принципиально не читал советских газет, ожидая, когда в Правде появится хоть капля правды. Это образ настоящего интеллигента, а не просто широко образованного человека, коих сейчас пруд-пруди, а интеллигента среди них не сыщешь. Чего стоит только деликатность деда, который не победил кузнеца Переплеткина, дабы не ставить того в неловкое положение! А педагогические приемы: "Наказаний у деда было два: не буду гладить тебя по головке и - не поцелую на ночь".
Книгу называют гимном Семье, и это правильно. Когда пишутся воспоминания о жизни своей и своей семьи, как-то никогда не удивляешься, если центральной фигурой этих воспоминаний становится сам автор. Здесь же автор как бы на втором плане. Здесь он даже кажется порой посторонним рассказчиком. А главные - члены его семьи, уникальные люди со стержнем, взаимовыручкой, любовью к людям. Которые щедро отдают последнее ближнему, а сами пекут лепешки из лебеды, москвичи с высшим образованием - а не гнушались копать, пилить, строить, и при этом пользоваться за столом всеми мыслимыми приборами, не желая потерять то, что веками прививалось в семье, пусть руки при этом красные и распухшие от стирки. Они, как волшебники из сказки, умудрялись делать такие вещи, о которых, казалось бы, и не помышлял никто. И ведь всё умели, всё могли. Да ещё и чужих людей одаривали не только теплом душевным, а и благами материальными, которых самим ой как не хватало.
Жаль, иностранцы скорее всего не поймут эту книгу.Уже в школе отец подсовывал статьи о пионерах-героях, но их Антон читать не любил: он сомневался, что никого не выдаст, если ему, как пионеру Смирнову, станут отпиливать ножовкой правую руку, и очень от этого мучился.Удивительны русские люди! Они никогда не сдаются. И счастливы те, кто смогли не просто выживать, но Жить.
... Американский психоаналитик, пытаясь выяснить детские комплексы Антона, страшно удивился, узнав, что больше всего ребенок страдал от подобной мысли. И сказал, что теперь понимает разницу между своим и русским народом - по крайней мере, в середине двадцатого века.
Немає коментарів:
Дописати коментар