Жизнь как красивая бессмысленная скоротечность, как иней на стекле, - вот основное мое ощущение после прочтения безусловно выдающегося романа Алана Холлингхерста "Линия красоты". Роман о золотой молодежи Великобритании, прожигающей жизнь в погоне за удовольствиями, о времени, когда еще было не принято говорить вслух о нетрадиционной сексуальной ориентации, а СПИД был чем-то далеким. Тема гомосексуальности, поднятая в романе, кого-то из читателей возмутит, кого-то привлечет, меня - оставила равнодушной. Разве чуть-чуть холодного любопытства: как это у них? Обилие гей-эротизма, подчас весьма натуралистичного, вызвало скорее ощущение подобное ощущению от попадания в больницу: кажется, что весь мир именно таков. Я же все ждала общечеловеческих идей - и получила: их в романе с лихвой.
Главный герой Ник Гест - широко образованный девятнадцатилетний юноша с тонким эстетическим вкусом случайно попадает в дом семейства из высшего общества- и остается на долгих несколько лет, но так и не сможет стать там своим. Недаром у него говорящая фамилия, означающая "гость, постоялец" и даже "паразит". Ник - гей, причем этого не срывает, но отнюдь не этот скандальный момент становится причиной основного конфликта.
Ник лучший друг Тоби Феддена, наследника семьи, красавца и пустоватого баловня. Прикрывает глупости его сестры Кэтрин, взбалмошной, неконтролируемой девицы. Пытается быть полезным Джеральду, отцу семейства, поверхностному человеку и блестящему политическому карьеристу, мечтающему заполучить внимание и расположение госпожи премьр-министра М. Теттчер. С нежностью относится к матери Тоби... Прямо мальчик с пасхальной открытки. А моя дочь сказала бы: "Ботан". Но автор умело рушит первое впечатление. Практически все образы в романе раскрываются с другой, а подчас и с третьей-четвертой)) стороны.
Почему -то герою хватает характера открыто отстаивать свою сексуальную ориентацию, но он оказывается не способен отстоять свою экономическую независимость, выстроить свое жизненное пространство, перестать пресмыкаться перед миром богатых. Да, Ник умнее и тоньше многих друзей и гостей Федденов. Чего стоит только образ Джеральда! Он ведёт двойную жизнь, изменяет своей жене с молоденькой секретаршей, крутит махинации с акциями, не обращает должного внимания на больную дочь. Да и Кэти не осознаёт ответственности за семью, говорит всё что хочет, как привыкла с детства. И Ник остро чувствует и видит все несовершенство, фальшь, условность викторианских раскланиваний. В Англии даже миллионер Уради, отец любовника Ника, после щедрых пожертвований не стал своим: английские снобы всё ещё считают его милым недоразумением. А Ник наивно полагает, что ему это удастся. Откуда в провинциальном чистеньком мальчике столько снобизма? Столько тщеславия? Столько стремления казаться, но не Быть. Ведь кому многое дано, с того и спрос больше. А попытки Ника заняться чем-то конкретным - преподаванием , диссертацией по Г. Джеймсу, работой на киностудии - все вскользь и ни о чем. Да, почти все в романе ведут совершенно бесполезную и абсурдную жизнь - и старшее поколение со своими политическими играми, и молодежь с шикарными вечеринками, однополой любовью и наркотиками. Но разве это оправдание собственного бесцельного существования? Весь этот мир манил Ника, как большой и разноцветный мыльный пузырь манит ребенка. Но ведь Ник уже не ребенок! И с его ли умом не понять, что этот пузырь лопнет? Его поиски любви и «Линии S», могли бы казаться идеалистичными, наивными и искренними. Но о какой искренности можно говорить, если человек пытается жить чужой жизнью, играя чью-то роль? И какая уж тут наивность - и жизнь на чужие деньги, и подарки богатого любовника, и кокаин, и секс втроем...Да, Ник- единственный персонаж среди героев всех ориентаций, который умеет любить, в отличие от тех же Федденов или его возлюбленного-невероятно красивого и эмоционально холодного. Но эта способность Ника оказывается никому не нужна.
Более того, как только всплывает правда о романе Феддена с секретаршей, Ник становится козлом отпущения, ведь он - порочный гей, не из их общества - чужак. То, что прощают родным детям, так же прожигающим жизнь, ему не простят, поставят на место, давая понять, что никогда по-настоящему не считали своим. От него отрекаются даже лучшие - Тоби и его мама, и в этот момент невозможно Нику не сочувствовать. Разрушено все- любовь, дружба, социальные связи, а впереди маячит призрак СПИДа. Выпуск первого номера журнала "Линия красоты" становится по сути единственным осязаемым результатом всей жизни героя (не маловато?). Хочется закончить пафосно: на фоне разрушенной жизни нерушимой истиной остается только красота. Но не обнадеживает, и грустно так. Роман об упущенных возможностях, поэтому тем, кто напряженно борется в этой жизни за каждую такую возможность, лучше не читать.
Немає коментарів:
Дописати коментар