В девяностые одним из первых проявлением перемен в библиотечной сфере города стало, как ни странно, сокращение не только комплектования, но и методистов. И в вузовских библиотеках нашего города методистов нет по сей день. Казалось бы- лучшие специалисты, профессионалы, которые должны "ловить волну" и удерживать библиотеку на плаву в любые бури, а оказались библиотекам не нужны. И хотя сегодня в нормативном штатном расписании библиотеки вуза есть методисты разных уровней, в реальности приоритет всегда отдается укреплению штата любого другого отдела. Мы так долго жили без методистов, что я решила разобраться, что же мы теряем.
Маркетинг в библиотеке: специфика, формы реализации: метод. пособие /
Нац. б-ка им. А. С. Пушкина Респ. Мордовия. Отд. экон. анализа и маркетинга; [сост.
Т. П. Ферцева: ред. С. Н. Архипова, С. А. Грибова, Т. В. Овсянникова]. - Саранск, 2008.
- 23 с.
По сути методическая работа -это процесс управления нововведениями, т.е. воспроизводство методов библиотечной работы по неким эталонам. Эмоциональную дискуссию о нюансах определения профессии читайте здесь - Методист профессия или ..?
Традиционно методисты занимаются исследовательской, аналитической, информационной деятельностью, повышением квалификации.
Ведущие принципы методической библиотечной деятельности: научность, активность, рекомендательность, оперативность, дифференцированный подход.
Современная библиотека не может развиваться без постоянного совершенствования своей деятельности на основе инноваций. Без них библиотекам невозможно оставаться социально значимыми организациями, оказывать конкурентоспособные услуги, укреплять свои позиции в обществе. Методисты занимаются поиском новых форм обслуживания, их разработкой и применением к конкретным ситуациям в библиотеке.
P.S. Из комментариев к блогу: Наши американские коллеги этого слова вообще не понимают, моя приятельница из Гавайского университета, русский библиограф, всегда говорит:"Я - методист", но имеет ввиду принадлежность к религиозному направлению. Когда я ей объяснила <...>, что такое методист, она заявила, что такой профессии нет: есть библиотекарь, библиограф и т.д. Возможно (я не уверена) квалификация "методист" - это чисто российское изобретение.
P.P.S. "В общем, никого не хочу обидеть, методическая служба развивается там, где нет профессионального и личного доверия у генерального директора к руководителям подразделений, а также у учредителя нет доверия к генеральному директору. Доверия в широком смысле: и личного и профессионального. Опыт работы ВГБИЛ показал, что сильный директор, сильные руководители подразделений и направлений — и нет места для специальной методической службы. Все подразделения наряду с текущей работой выполняют методические задачи анализа, сбора, предоставления профессиональной методической информации по профилю работы. Да, это требует от директора широкого видения, а от руководителей отделов — подготовки.
В противном случае, конечно, нужна отдельная структура, выполняющая разнообразные управленческие и прогностические задачи: проследит выполнение нормативов, статистику соберёт, праздник подготовит, всегда в курсе профессиональных инноваций. Этот подход косвенно свидетельствует о невысокой управленческой квалификации руководителей подразделений."
Живее всех живых или Зачем библиотеке методист? // Библиотечное дело. – 2010. – № 11. – С. 22-23.
Презентации:
Методики, инновации и научная работа в ЦМБ им. Н. Некрасова.
Полистать блоги методистов:
Копающаяся в методиках Классические и инновационные библиотечные методы и приемы работы с читателями, обобщения опыта, а также авторские разработки специалистов детской библиотеки им. С.Т. Аксакова г. Трехгорного/
Смелова Т. В. Методическая деятельность центральной библиотеки региона: содержание и проблемы.Ведущие принципы методической библиотечной деятельности: научность, активность, рекомендательность, оперативность, дифференцированный подход.
- всестороннюю и регулярную информацию о современных требованиях к работе;
- тесную связь теории с практикой;
- обновление содержания библиотечной деятельности;
- анализ деятельности библиотеки с целью выявления проблем и перспектив развития;
- оказание помощи специалистам и поддержку их творческих инициатив;
- организацию широкого обмена опытом, содействие в осмыслении практики, в освоении современных подходов к организации библиотечных процессов;
- создание системы подготовки и повышения квалификации кадров.
Методическая деятельность оценивается по критериям эффективности методической деятельности.
Основные направления методического обеспечения:- аналитическое, в т.ч. методический мониторинг;
- консультационно-методическое;
- инновационное;
- кадровый менеджмент.
В последнее время появились такие современные направления, как прогнозирование, маркетинг; связи с общественностью (public relations); социологические
исследования; развитие научно-исследовательской деятельности и расширение научно-методических услуг.
В основе качественного методического обеспечения работы библиотек лежит систематическое осуществление методического мониторинга .
С одной стороны, методист был и остаётся в первую очередь - консультантом, с другой -важным направлением работы методической службы является издательская деятельность.
Формы письменного консультирования:
Сотрудники научно-методического отдела, как правило,- авангард научно-исследовательской работы: от экспресс-онлайн-опросов до классических научных тем, работа над которыми является долгосрочной и проводится в несколько этапов. Чаще всего направлениями научных исследований становятся:
Наиболее активными участниками научно-исследовательской работы наряду с научно-методическим отделом является отдел редкой книги (исследования книговедческого характера) и отдел краеведения (подготовка и издание справочных, энциклопедических изданий, проведение исследований в области краеведческой библиографии).
Результаты научных исследований сотрудников библиотеки регулярно печатаются на страницах профессиональной периодической печати, в сборниках научных трудов, материалах конференций.
После отмены практически всех платных услуг в библиотеках вуза о маркетинге говорить долго не будем, хотя маркетинг и реклама -направления для креатива методистов.
Все озвученные направления деятельности методистов у нас реализуются: руководством библиотеки, зав. отделами, членами научно-методического совета библиотеки и некоторыми отдельными библиотекарями-библиографами. И хотя коллеги с удовольствием поделились бы частью своей нагрузки)), даже не представляю, как это все можно взвалить на одного или даже двух-трех сотрудников. Не зря многие руководители жалуются на текучесть кадров в научно-методическом отделе, это и понятно - методистом может быть не каждый. Методист — это постоянное самообразование и поиск нового интересного опыта. Кроме набора профессиональных знаний он должен иметь аналитический склад ума, способность прогнозировать ситуацию и предлагать адекватный выход из проблемы, умение усваивать и транслировать инновации, генерировать собственные идеи и претворять их в практику, иметь нестандартное творческое мышление. Но самое главное - уметь зажечь идеей и не бояться ответственности.
Коллеги из вузовских библиотек, у вас есть методисты? вы довольны их работой?
Формы письменного консультирования:
- Методические пособия (практические пособия, методические письма, методические разработки)
- Инструктивно-методические пособия (регламентирующая документация, инструктивно-методические материалы, методические рекомендации)
- Учебно-методические пособия (учебные планы, учебно-методические материалы)
- Информационные пособия (информационные листки, бюллетени)
- Описания новшеств ( брошюры и сборники об опыте работы библиотек)
- Библиографические пособия ( информационные и рекомендательные указатели, обзоры методических изданий, рецензии на методические издания)
- Издания комплексного характера (методико-библиографические пособия, библиотечные сборники)
Сотрудники научно-методического отдела, как правило,- авангард научно-исследовательской работы: от экспресс-онлайн-опросов до классических научных тем, работа над которыми является долгосрочной и проводится в несколько этапов. Чаще всего направлениями научных исследований становятся:
- совершенствование системы обслуживания читателей;
- формирование и организация фондов;
- изучение ресурсов библиотеки;
- история развития библиотечного дела в регионе/городе.
Наиболее активными участниками научно-исследовательской работы наряду с научно-методическим отделом является отдел редкой книги (исследования книговедческого характера) и отдел краеведения (подготовка и издание справочных, энциклопедических изданий, проведение исследований в области краеведческой библиографии).
Результаты научных исследований сотрудников библиотеки регулярно печатаются на страницах профессиональной периодической печати, в сборниках научных трудов, материалах конференций.
После отмены практически всех платных услуг в библиотеках вуза о маркетинге говорить долго не будем, хотя маркетинг и реклама -направления для креатива методистов.
Все озвученные направления деятельности методистов у нас реализуются: руководством библиотеки, зав. отделами, членами научно-методического совета библиотеки и некоторыми отдельными библиотекарями-библиографами. И хотя коллеги с удовольствием поделились бы частью своей нагрузки)), даже не представляю, как это все можно взвалить на одного или даже двух-трех сотрудников. Не зря многие руководители жалуются на текучесть кадров в научно-методическом отделе, это и понятно - методистом может быть не каждый. Методист — это постоянное самообразование и поиск нового интересного опыта. Кроме набора профессиональных знаний он должен иметь аналитический склад ума, способность прогнозировать ситуацию и предлагать адекватный выход из проблемы, умение усваивать и транслировать инновации, генерировать собственные идеи и претворять их в практику, иметь нестандартное творческое мышление. Но самое главное - уметь зажечь идеей и не бояться ответственности.
Коллеги из вузовских библиотек, у вас есть методисты? вы довольны их работой?
P.P.S. "В общем, никого не хочу обидеть, методическая служба развивается там, где нет профессионального и личного доверия у генерального директора к руководителям подразделений, а также у учредителя нет доверия к генеральному директору. Доверия в широком смысле: и личного и профессионального. Опыт работы ВГБИЛ показал, что сильный директор, сильные руководители подразделений и направлений — и нет места для специальной методической службы. Все подразделения наряду с текущей работой выполняют методические задачи анализа, сбора, предоставления профессиональной методической информации по профилю работы. Да, это требует от директора широкого видения, а от руководителей отделов — подготовки.
В противном случае, конечно, нужна отдельная структура, выполняющая разнообразные управленческие и прогностические задачи: проследит выполнение нормативов, статистику соберёт, праздник подготовит, всегда в курсе профессиональных инноваций. Этот подход косвенно свидетельствует о невысокой управленческой квалификации руководителей подразделений."
НАТАЛЬЯ ЖАДЬКО
доцент МПШУ, Кандидат педагогических наук,
Москва
Живее всех живых или Зачем библиотеке методист? // Библиотечное дело. – 2010. – № 11. – С. 22-23.
Презентации:
Методики, инновации и научная работа в ЦМБ им. Н. Некрасова.
Сектор НИР from НМО ЦМБ
Полистать блоги методистов:
БИБЛИОМАНИЯ Библиотечный блог методиста
МетодистиК@ Методические идеи, заметки, размышления...
Методист OBU Херсон Блог науково-методичного відділу обласної бібліотеки для юнацтва ім. Б. Лавреньова (укр.)Копающаяся в методиках Классические и инновационные библиотечные методы и приемы работы с читателями, обобщения опыта, а также авторские разработки специалистов детской библиотеки им. С.Т. Аксакова г. Трехгорного/
Почитать:
Щербакова Е.А., зав. научно-методическим отделом Структура методической деятельности для специалистов
Головкова Валентина Анатольевна, заведующая научно-методическим отделом ТОГБУК «Тамбовская областная детская библиотека» Современный подход к методическому сопровождению библиотек областиЩербакова Е.А., зав. научно-методическим отделом Структура методической деятельности для специалистов
Маркетинг в библиотеке: специфика, формы реализации: метод. пособие /
Нац. б-ка им. А. С. Пушкина Респ. Мордовия. Отд. экон. анализа и маркетинга; [сост.
Т. П. Ферцева: ред. С. Н. Архипова, С. А. Грибова, Т. В. Овсянникова]. - Саранск, 2008.
- 23 с.
Немає коментарів:
Дописати коментар