пятница, 29 ноября 2013 г.

Методы работы куратора контента

Оглядываясь назад, все лучше понимаю логику курса "Куратор содержания". Мы последовательно работали над основными элементами информационной культуры:
1. отбирали качественные источники информации,
2. осваивали современные технологии поиска новой информации,
3. технологии сбора информации,
4. учились работать с информацией,
5. представлять ее.

Графически "круговорот информации" можно представить так:

 Основные этапы работы с информацией

четверг, 21 ноября 2013 г.

Куратор содержания: 5я неделя

Я уже поняла, что легче в этом курсе не будет. Вот и эта неделя выдалась насыщенной- чему мы только не учились!
  1. Используя облачные технологии,  составлять интеллект-карту. 
  2. Работать в  Pinterest.
  3. Создавать собственный агрегатор Netvibes и подключать свои информационные потоки.
  4. Используя различные  технологии, создавать  видео и выставлять его на YouTube.

Обучающее видео в библиотеке

Используя облачные технологии Screenr  можно легко создать видео (скринкаст - запись, производимую с экрана компьютера) длительностью до 5 минут. Созданное видео можно скачать, можно скопировать код и вставить в блог/сайт, а можно сразу отправить на YouTube.
Вот моя первая попытка:



Инструмент http://www.screencast-o-matic.com в своей бесплатной версии позволяет писать видео до 15 минут, публиковать его на YouTube, скачивать в формате MP4, AVI, FLV


вторник, 19 ноября 2013 г.

Netvibes- агрегатор сайтов и блогов

Сегодня знакомимся с новым агрегатором Netvibes. Netvibes - это персональная стартовая страница в онлайне, которую можно настроить под свои потребности, разместив на ней много "модулей"  новостей любимых сайтов и блогов.

"Пятый ребенок". Памяти Дорис Лессинг

Дорис Лессинг, не имевшая формального образования, сменила несколько профессий и начала печататься в возрасте тридцати лет. Нобелевскую премию она, убежденная феминистка, получила в 2007 году с формулировкой «автору эпических произведений о женском опыте, которая со скепсисом, страстью и провидческой силой изучила разделенную цивилизацию». Я давно прочитала ее роман "Пятый ребенок" и тянула с отзывом по разным, уважительным и не очень, причинам. А теперь как-то не по себе, словно не написанная вовремя рецензия могла что-то изменить...

понедельник, 18 ноября 2013 г.

Pinterest в библиотеке

Совсем недавно завершился всеукраинский онлайн-конкурс "Марафон непересічних бібліотечних ідей-2013" , в котором  Українська бібліотечна асоціація стала победителем в номинации "Бібліотечний піонер Pinterest-у". Уже тогда меня заинтересовал этот сервис, позволяющий создавать свои фото и видео коллекции. Pinterest обладает характеристиками социальной сети: можно смотреть подборки изображений по категориям, отмечать любимые картинки, следить за людьми, делать перепосты, создавать свои альбомы, как и публичного, так и частного характера.

воскресенье, 17 ноября 2013 г.

Интеллект- карта MindMeister

Каждый, кто работал с большим массивом информации, знает, как сложно в ней не утонуть, а тем более выделить главное, структурировать и определить связи между блоками. В этой ситуации на помощь приходят  интеллект-карты или, как их еще называют, ментальные карты, карты памяти. Mind map — это диаграммы, схемы, в которых в наглядном виде представлены различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединенные какой-то одной общей идеей. Они часто используются во время проведения мозговых штурмов, решения творческих задач, в образовании. Интересная статья в тему- Ментальные карты http://kolesnik.ru/2005/mindmapping/

Сегодня мы поработаем с  одним из инструментов для создания такой карты-сервисом MindMeister , который мне своей нелинейностью напомнил Prezi.

пятница, 15 ноября 2013 г.

Куратор содержания: экватор

Вот мы и доплыли до середины процесса обучения.

Каждая неделя для меня начиналась с мысли "Я не успею", ведь работу никто не отменял)) Да и домашние в шоке- вместо пирогов приходилось готовить домашнее задание. Кухаренко В. в начале курса говорил, что на выполнение заданий нужно 3-4 часа в неделю. Хм, первые задания я делала часа по три каждый день и чувствовала себя устаревшей моделью человечества((. По мере продвижения темп становился веселее, и это радует.

Безусловно, чтобы понять и оценить по достоинству все сервисы, с ними нужно поработать, а не просто познакомиться. Но, например, в  Scoop.it я влюбилась  с первого взгляда и работаю с ним. А холодный дизайн DIIGO мне не по душе. Или может просто он решает не мои задачи?..

Чего жду от второй половины курса? Методического разнообразия и освещения других аспектов работы с информацией.

Преподаватели для ООР

За последние годы создано огромное количество  открытых образовательных ресурсов на  русском и украинском языках, которые становятся важнейшими средствами обучения.  Мы работаем с ними как потребители, а вот как с ними выстраивают отношения создатели?

В России давно уже существует практика передачи вузу неисключительных прав  на произведение, если оно создано в рамках служебного задания. Т.е.  использовать учебник (монографию, статью...) вуз может по своему усмотрению. А если же, например,  уважаемый математик, вдохновившись общением с внуками, решит издать сказку, то на нее никто претендовать не будет.

Знакомимся с DIIGO

Сервис http://diigo.com предназначен для создания он-лайн закладок и комментирования текста.

Есть два варианта использования Diigo:
  1. В качестве закладок, где вы только для себя можете пометить и организовать ссылки на файл в Интернете, или проверять ссылки и закладки других пользователей.
  2. Сообщество практиков, где вы можете присоединиться к группам единомышленников-преподавателей, чтобы вместе делиться контентом, обсуждать его и распространять в сети.
В Diigo.com есть личное пространство (My Library), где хранится разнообразная информация пользователя, причем, это не только закладки! Это еще такие возможности:
  • Заметки (Notes) – можно писать текстовые заметки и хранить их онлайн. Это очень удобно.
  • Подсветка (Highlight) важных мест на странице. Например, вам нужно выделить на странице ключевую мысль, важные моменты, чтобы потом вам было легко вспомнить суть статьи.
  • Изображения (Images) – можно сохранять отдельные картинки.
  • Списки (My Lists) – возможность сортировать ваши данные в определенные папки. Например, "Социальные сети", "Веб-разработка" и пр. При этом, в папке могут быть разные ключевые слова.
  • Отличная интеграция с браузерами: плагины для Firefox, IE, Chrome, Opera, Safari.
  • Возможность доступа с Android, iPad, iPhone.
  • Возможность одним кликом отобразить нужную информацию на вашем блоге. Для этого нужно зарегистрировать в системе свои блоги и потом лишь кликнув “Send to Blog” вы легко поделитесь ссылкой. Поддерживаемые платформы: WordPress, Blogger, LiveJournal, Typepad, Movable Type, Windows Live Spaces, Drupal.
  • Легкая интеграция с Twitter. Всего лишь кликнув ”Save Favorite Tweets” обновляете свою твиттер-ленту.
  • Быстрый и корректный импорт/экспорт ваших закладок. 
  • Создание своего круга друзей (My Network) и доступ к их публичным закладкам, записям, фотографиям.
Вдохновившись теорией переходим к практике, тьюториал нам в помощь).

четверг, 14 ноября 2013 г.

Создание видео в библиотеке

Програма «Бібліоміст» з листопада 2013 р. по лютий 2014 р. пропонує безкоштовні вебінари для тих, хто цікавиться створенням і ефективним просуванням відео онлайн та хоче здобути необхідні творчі та технічні навички:

1. Можливості Youtube (26 листопада 2013, вівторок, 15.00 - 16.00)
2. Корисні онлайн-сервіси і платформи (грудень 2013)
3. Вхідний маркетинг для бібліотек (Inbound-маркетинг) (січень 2014)
4. Розвиток особистого бренду бібліотекаря як частина бренду бібліотеки (лютий 2014).

Для реєстрації потрібно заповнити онлайн-анкету до 26 листопада 2013 включно.
Максимальна кількість учасників вебінару - 250 осіб.

Вебінар "Розробка ефективних відео"


среда, 13 ноября 2013 г.

Оцифровка фондов (рекомендации РНБ)

До сих пор у нас каждый сам по себе  играется с оцифровкой фондов,  а у соседей уже  есть опыт, который было бы неплохо позаимствовать.

На сайте РНБ выставлены Рекомендации, которые  могут использоваться в качестве методических материалов библиотеками при осуществлении проектов по оцифровке. В частности , при оцифровке должно быть создано три обязательных типа электронных копий: мастер-копия, содержащая максимальное количество информации, пользовательская копия высокого или среднего разрешения и служебная копия низкого разрешения. Документом также определен состав оборудования для оцифровки.

В  дальнейших планах работы Совета по цифровым копиям – разработка критериев оценки сканирующего оборудования и видов материалов, подлежащих оцифровке.

Расширяем штат: животные в библиотеке

Мусику

Кузя- помощник библиотекаря в новороссийской детской библиотеке. В обязанностях Кузи - спать, радовать глаз и веселить юных посетителей. Кот принимает участие в театрализованных представлениях, где у него свое амплуа. У него появилась своя страничка на сайте библиотеки,

Работа с наукометрическими базами


На этой неделе мы знакомимся с коллекциями информационных ресурсов:

  1. С проектом «Информационная система доступа к электронным каталогам библиотек сферы образования и науки в рамках единого интернет-ресурса» мы уже знакомы. http://www.vlibrary.ru/?id=OpenResources. В списке более 700 ресурсов различного тематического направления.
  2. «Электронная библиотека Украины: создание Центров знаний в университетах Украины» -инновационный проект, объединяющий библиотеки вузов, национальные библиотеки и другие организации Украины. Целью проекта является обеспечение доступа к мировой научной информации, создание собственных академических ресурсов, а также интеграция украинской науки и библиотечного дела в мировую научную коммуникацию.

вторник, 12 ноября 2013 г.

Зачем QR-код библиотеке?

Предыстория. QR код «QR - Quick Response - Быстрый Отклик» — это двухмерный штрих-код (бар-код), предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на смартфоне или планшете. Для сканирования необходимо установить специальное приложение: barqoo, QR Reader, QR Code Scanner и тд. Код расшифровывается в дополнительную информацию гораздо  большего объема, нежели хранится в штрих-коде, и с более быстрым распознаванием. Сегодня QR-коды больше всего распространены в Японии, стране, где штрих-коды пользовались такой большой популярностью, что объем информации, зашифрованной в коде, вскоре перестал устраивать индустрию. Японцы начали экспериментировать с новыми способами шифровки небольших объемов информации в графической картинке. Уже в начале 2000 года QR-коды получили широкое распространение в Японии, их можно было встретить на большом количестве плакатов, упаковок и товарах. Владелец патента, компания Denso Wave, сделала технологию открытой и доступной для всех. По словам представителей компании, "QR-коды являются открытым, все спецификации доступны, и компания Denso Wave не собирается требовать каких-либо патентных отчислений". Пользуемся!
Виды QR-кодов. Обычный  строгий  код можно быстро получить в QR Coder.ru:
FoxTools или QR Mania  дают возможность сделать более легкомысленным:

А вот примеры художественного оформления такой в общем-то скучной вещи как QR-код:



понедельник, 11 ноября 2013 г.

Модернизация библиотек

Что говорят теоретики? Обязательно прочитайте статью  Вадима Степанова: Библиотечная башня из слоновой кости и её обитатели, или Ползучий эмпирик в позитивистском мундире, похожий на Чубайса: к итогам полемики о библиотечном счастье
"... в цифровой среде главной функцией библиотек должно стать обеспечение бесплатного и мобильного доступа пользователей к платной части информационного массива. Иными словами, библиотеки должны превратиться в канал бесплатного и одновременно легального распространения любых видов интеллектуальных продуктов в цифровой форме (издания, аудио- и видеоконтент, игры и т.д.)"

воскресенье, 10 ноября 2013 г.

Куратор содержания: 3-я неделя

За прошедшую неделю работы в курсе "Куратор содержания- 2" познакомилась  с сервисом Evernote  и  создала заметки о работе с электронными каталогами библиотек разных видов. О самом  опыте поиска в библиотеках в посте Электронные библиотеки: найти новое.

Выводы этой недели:
  1. Если подобными инструментами владеют наши студенты, почему мы удивляемся, что их все меньше в стенах библиотек?  Одна надежда на нерадивых(( Да и мы с вами должны не просто мастерски, а виртуозно владеть современными способами поиска  удаленной информации, чтобы к нам обращались.
  2. Основным принципом информационного обслуживания, по словам В. Степанова, становится «всем – всё – везде – всегда». Я бы добавила и "быстро". Хороший сервис по поиску информации экономит наши усилия и бережет время, просто нужно найти свой.

четверг, 7 ноября 2013 г.

23 дела с мобильным

Используете ли Вы в своей профессиональной жизни мобильный телефон? Кроме важных звонков)) Нас приглашают пройти обучение по курсу  “23 дела с мобильным”.
Всего 23 темы, в каждой из которых обещаны информация о сервисе с ссылками на интересные примеры его использования в библиотечной практике и обучающие материалы, вопросы для размышлений и многое другое. Обучение уже началось и будет проходить до мая следующего года.
Можно обучаться в группе, а можно пройти курс за более короткое время, если Вы способны к самоорганизации.

среда, 6 ноября 2013 г.

Evernote (2-е издание, исправленное и дополненное)

Приложения и продукты Evernote призваны упорядочить нашу с Вами жизнь:
отлично подходят для создания заметок, сохранения интересных веб-страниц, голосовых сообщений, фотографий и визиток, для поиска по заметкам, ведения списков дел и т.д., и т.п.

Электронные библиотеки: найти новое

1. Мы только устанавливаем Ирбис 64, поэтому для выполнения заданий этой недели, не долго думая, пошла к соседям - НТБ ПДТУ.  В разделе информационные  ресурсы перешла в каталог. Библиотечные сайты и каталоги для меня не откровение, поэтому быстренько нашла и сохранила список  (из 12 предложенных выбрала 9).
Да, с последними двумя источниками я погорячилась))
С полным текстом тоже не сложилось: для прочтения  единственного полнотекстового документа требовалась регистрация, которую я, не являясь читателем библиотеки, не пройду.  Будем искать открытые библиотечные ресурсы.

Фантастические летающие книги мистера Морриса Лессмера

Мультфильм получил "Оскара" в 2012г.

понедельник, 4 ноября 2013 г.

Куратор содержания: 2-я неделя


Вот и закончилась вторая неделя обучения в курсе "Куратор содержания". Тезисно о впечатлениях.


Если честно, думала, что не успею. Вебинар пропустила по объективным причинам (готовили и проводили конференцию), времени не хватало, а информации меньше не стало)) , поэтому придется ко многим моментам возвращаться уже после курса. Начиталась, насмотрелась в инете много чего, но с вебинаром легче расставляются акценты, постараюсь больше не пропускать.

Из пожеланий на будущее - хорощо было бы обновить ролики о работе в сервисах Scoop.it и создать для rebelmouse, слушателям курса пригодилось бы. Поскольку для многих методами автоматического перевода и научного тыка преодолимы, но очень тормозят процесс банальная техническая неграмотность в некоторых вопросах знакомства с сервисами и англоязычность оных)).

воскресенье, 3 ноября 2013 г.

Scoop.it и RebelMouse

Scoop.it 


Агрегатор Scoop.it  помогает  выбрать лучший контент из всего Интернета и затем опубликовать его в журнале-подобном формате. Регистрация доступна через Facebook, Twitter или LinkedIn, Выбрала тему (можно курировать до 5 тем), задала ключевые слова. Нажимаем "начать курирование", отбираем вручную то, что нам интересно кнопку расположенную в правом верхнем углу каждой статьи.



 

Учет сетевых удаленных документов


Представляю Вам опыт наших коллег из РГБ в области учета сетевых удаленных документов. На сайте библиотеки выставлены примерные формы реестров индивидуального и суммарного учета этого вида документов для обсуждения с коллегами.

"Формы составлены в соответствии с обязательными реквизитами, указанными в «Порядке учета документов, входящих в состав библиотечного фонда», и отражают разные модели комплектования: с конкретным сроком окончания доступа к ресурсу, с пролонгацией срока доступа, с бессрочным доступом, с доступом до исчерпания лимита выгрузок, с доступом к пополняемым ресурсам. Отражен также вариант с дублированием документов в ресурсах, представленных на одной платформе."
 Источник 

суббота, 2 ноября 2013 г.

Открытые образовательные ресурсы

Открытые образовательные ресурсы - обучающие, учебные или научные ресурсы, которые размещены в свободном доступе или распространяются под соответствующей лицензией.


Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...